Ильгар Мамедов: «Имитируя переговорный процесс, в действительности все заняты не решением Карабахской проблемы, а сохранением статус-кво»
Эксклюзивное интервью 1news.az с политологом Ильгаром Мамедовым
- Как вы думаете, что даст региону назначение Мэтью Брайзы послом США в Азербайджане?
- Во-первых, точной информации о его назначении послом нет. Во-вторых, хоть позиция посла имеет определенное значение, но она не решающая. Политика США в отношении страны определяется на более высоком уровне.
- Многие аналитики считают, что назначением послом такого активного дипломата как Мэтью Брайза, Вашингтон практически превращает Азербайджан в центр своих интересов на Кавказе. Вы согласны с этим мнением?
- Не думаю. Назначение того или иного дипломата на должность посла, каким бы он активным не был, не может сигнализировать то, о чем вы говорите. Политика ведущих держав в том или ином регионе определяется многими параметрами.
- Ваше мнение относительно переговорного процесса вокруг Карабахской проблемы?
- С одной стороны, содержание переговоров, честно говоря, меня очень настораживает. Каждая сторона пытается представить людям их суть по-своему.
Приходится слышать много противоречивых заявлений и от сторон конфликта, и от сопредседателей. С другой стороны, такой разнобой во мнениях создает впечатление, что все как обычно занимаются только имитацией переговорного процесса. Несмотря на оптимистические заявления сопредседателей, процесс так и не сдвинулся с места, переговоры буксуют как всегда. Имитируя, в действительности все заняты не решением, а сохранением статус-кво.
Твердо убежден и много говорил об этом публично, что совместное российско-западное посредничество не приведет в ближайшей перспективе к прорыву на переговорах. Уж слишком различны их подходы к роли, которую должен играть Южный Кавказ в глобальной политике. Результат может быть лишь в том случае, если Россия или Запад в одиночку смогут взять посредничество в свои руки.
- А российско-турецкое сближение может помочь решению конфликта?
- Теоретически да. Однако ничего значимого, конкретного в российско-турецких отношениях в плане открытия возможностей для этого мы не наблюдаем, хоть Анкара и проводит в регионе очень умную и сложную внешнеполитическую стратегию.
- Открытие армяно-турецкой границы предвидится в ближайшее время?
- Никто этого не может предвидеть - ни Анкара, ни Ереван, ни другие столицы мира. На мой взгляд, открытие границ было бы в интересах Азербайджана.
Азербайджан должен помочь Турции укрепиться в том имидже, который позволил бы нашему главному союзнику вмешаться, когда карабахский конфликт вновь разгорится. Вот Россия всячески поддерживает Армению и мы об этом знаем. Но мы почему-то не препятствуем стремлению Москвы выглядеть нейтральной стороной в конфликте. Турция хочет приблизительно взять на себя такую же роль. Это пойдет только нам на пользу, так как мы тогда сможем себя обезопасить от одностороннего навязывания со стороны Москвы каких-то планов в отношении Карабахского конфликта.
- Ваше мнение относительно нашего сотрудничества с НАТО?
- В этом вопросе мы тоже пробуксовываем, все еще не подняли наши отношения с блоком на уровень, приближающий нас к членству. Считаю, что мы должны быть смелее в этом вопросе.
- Но, учитывая горький опыт Украины и Грузии, может, Азербайджан опасается реакции России?
- Если мы будем вести более гибкую политику, вовремя и активно предлагая Москве альтернативы, думаю, со временем Москва не сможет выступить против вступления нашей страны в Альянс. Наше вступление в НАТО - это вопрос не одного и не двух, а многих лет, но это не означает, что мы не должны готовить себя и наших соседей к членству в НАТО.
Э.Р.