Робин Эшби: «Инициатива по Габалинской РЛС интересна и говорит о степени озабоченности России»
Эксклюзивное интервью 1news.az с руководителем британского Оборонного форума (UK Defense Forum) Робином Эшби
- Как бы вы прокомментировали отказ новой администрации Белого дома от размещения элементов ПРО в Польше и Чехии?
- Я вообще считаю, что тема ПРО – это интересная концепция с технологическими и большими политическими проблемами. Россия чувствовала на протяжении нескольких лет, как Запад приближается все больше к ее границам, и этот процесс продолжается с момента создания НАТО. Русские с понятным беспокойством наблюдали, как все больше оружия скапливается у их границ.
Думаю, что решение президента Обамы об отказе от размещения элементов противовоздушной обороны в Восточной Европе – это мудрое решение. Этот шаг должен убедить Россию в том, что эта страна действительно на двустороннем и многостороннем уровнях является участником переговоров в решении глобальных проблем. Я надеюсь, что с российской стороны этот шаг вызовет qui pro quo, то есть осознание ошибочности своего прежнего мнения.
- Ожидаете ли вы после этого достижения реальных продвижений в американо-российском диалоге по ПРО?
- У сторон много общих тем для взаимодействия, но, признаться, я не вижу готовности России помочь США с Ираном. Хотя такие возможности у России есть. Если иранцы будут так же медленно действовать в направлении выполнения обязательств в переговорах с «шестеркой», встанет вопрос о санкциях. Однако я не представляю, как провести такую резолюцию через ООН. Если возникнет такая необходимость, то у России есть возможности для противодействия этому шагу.
Я думаю, что Россия рада тому, что США находятся «на крючке» у Ирана. На мой взгляд, в ответ на отказ американцев размещать элементы ПРО в Восточной Европе русские могут сделать какие-то формальные шаги навстречу. Думаю, американцы откажутся размещать ПРО и на своей территории, поскольку это требует огромных средств и технологий, тем более предназначенных на устранение иллюзорной, на мой взгляд, угрозы.
- Считаете, что иранская угроза преувеличена американцами?
- Да. Нам может не нравиться Иран, мы можем с ним не соглашаться, но у них своя форма демократии, люди там могут выражать свое мнение. По крайней мере, это совсем не то, что происходит в Северной Корее. А там угроза реальная. Считаю, что с корейскими ракетами гораздо легче справиться за счет систем в соседней Японии, чем где-либо еще, включая ту же Восточную Европу.
- Что вы думаете насчет российского предложения американцам о совместном использовании РЛС в азербайджанской Габале? Делают ли последние перемены в политике Белого дома эту идею более перспективной?
- На мой взгляд, предложение относительно Габалы было очень интересным, которое почему-то не рассматривалось всерьез в политическом смысле. Оно показывает, насколько озабочена была Россия и насколько она далеко готова пойти с тем, чтобы предотвратить размещение оружия у своих границ.
Полагаю, что сейчас договоренность по этому поводу маловероятна, но я хотел бы, чтобы политики оценили суть этого предложения. Это очень важно. Россия видит себя частью европейской, западной цивилизации и хочет быть вовлечена в решение международных проблем и желает, чтобы ее воспринимали если не как супердержаву, то хотя бы как мощную державу.
Правда, предыдущая администрация Белого дома не уделяла должного внимания теме Габалинской РЛС, и надеюсь, что нынешнее руководство Соединенных Штатов теперь оценит это предложение по достоинству. Нужно использовать продуктивно эти перемены в американских подходах в целом и в отношении данной инициативы в частности. Решить подобного рода глобальные проблемы за одну ночь невозможно, но главное то, чтобы процесс двигался в верном направлении.
Махир Мамедов