К чему приведет открытие границ?
Швейцарский Цюрих, где недавно были подписаны протоколы о нормализации отношений между Турцией и Арменией, сопровождались весьма неожиданными и драматическими событиями.
Взаимные оговорки и поправки к протоколам, выдвинутые сторонами, казалось бы ставили крест на возможности их подписания. Но влияние «группы поддержки» в лице госсекретаря Х.Клинтон, руководителя МИД России С. Лаврова, министра иностранных дел Франции Б. Кушнера и других высокопоставленных лиц, не позволили этому произойти.
Известно, что подписание двух протоколов - об установлении дипотношений и о развитии двусторонних отношений - предусматривает не только установление дипломатических связей, но и открытие границы между двумя странами, которая оставалась на замке с 1993 года. Предусматривается также создание различных комитетов и комиссий по развитию экономических связей и решению других двусторонних проблем.
Весь вопрос в том, будет ли установление добрососедских отношений между Турцией и Арменией способствовать разрядке напряженности и укреплению мира и безопасности в регионе Южного Кавказа?
Дело в том, что США, которые инициировали нормализацию этих отношений, считают Южный Кавказ зоной своих стратегических интересов. Вашингтон, конечно же, волнует безопасность перспективных нефтегазовых проектов, связанных с Южным Кавказом. А учитывая, что наш регион является территорией транспортировки энергоносителей, Белый дом заинтересован в быстрейшем урегулировании конфликтов и создании стабильности на Южном Кавказе. И с этой точки зрения позиция Вашингтона в вопросе урегулирования отношений между Турцией и одной из стран региона - Арменией - вполне понятна.
Однако судьба региона зависит, в первую очередь, от весьма значимого игрока региона -Азербайджана, двадцать процентов территории которого оккупировано со стороны соседней Армении, и ведущего на протяжении многих лет с этой страной безуспешные переговоры. Именно здесь сосредоточены крупнейшие запасы углеводородов, безопасность доставки которых так волнует Запад. В течение длительного времени Армения откровенно игнорирует многочисленные документы и резолюции, принятые Совбезом и Генассамблеей ООН, ОБСЕ, ПАСЕ и другими международными организациями, которые требуют вывода армянских войск с оккупированных территорий Азербайджана и возвращения беженцев на свои родные земли. В результате каких-либо подвижек в направлении устранения результатов этой агрессии не достигнуто.
Ни для кого не секрет, что главной и единственной причиной закрытия турецко-армянской границы стала оккупация в 1993 году Кельбаджарского района Азербайджана. То есть именно поэтому турецко-армянская граница была закрыта и остается в таком состоянии до сегодняшнего дня. Естественно, после устранения этой причины граница может быть открыта. Но разве освобождение Кельбаджарского или других азербайджанских районов произошло, или может быть Армения пошла в карабахском вопросе на какие либо компромиссы?
Между тем руководители Турции в своих официальных заявлениях и в ходе личных встреч продолжают заявлять, что нормализация отношений с Турцией не произойдет за счет интересов Азербайджана.
Годы и опыт наглядно демонстрируют, что к вопросам решения конфликтов на Южном Кавказе нельзя подходить только с позиции создания политико-экономических условий в отдельно взятой стране этого региона. Для этого требуется выработка общей стратегии всеми заинтересованными игроками. Конечно же, влияние Турции на страны Южного Кавказа нельзя недооценивать. Турция давно уже позиционирует себя как ведущий региональный игрок, пытаясь влиять на происходящие здесь процессы. Более того, кроме Платформы стабильности в регионе, Турция выдвинула также несколько новых амбициозных предложений по развитию сотрудничества с Россией, странами Центральной Азии, Ираном и Китаем, что особенно симптоматично на фоне усилий Анкары вступить в Европейский союз.
Что касается России, то Москва, скорее всего, рассчитывает на то, что действия Анкары явятся неким противовесом действиям Запада, направленным против российских интересов.
Получается весьма интересная геополитическая ситуация, при которой США пытаются с помощью Турции вывести из-под влияния России Армению, что, по их мнению, окончательно закрепит Вашингтон на Южном Кавказе, а с другой стороны, Россия, не возражая против сближения Турции с Арменией, рассчитывает тем самым приостановить влияние Запада, то есть, прежде всего, США.
Ряд аналитиков считает, что Армения нужна Турции не только по экономическим соображениям. Утверждается, что Турция готовится к серьезному обострению на границе с Ираком после того, как из страны будут выведены американские войска. Курдистан, который делает ставку на отделение от Ирака, вполне может предъявить права на турецкие территории, населенные курдами. Возникновение на северных границах Турции еще одного очага напряженности стало бы якобы для страны очень опасным. Тезис весьма спорный, так как, во-первых, американцы вряд ли полностью покинут в ближайшее время Ирак, а во-вторых, курдская проблема существовала для Турции и до ввода войск коалиции в Ирак. Что касается Армении, то именно она способствовала всегда курдским притязаниям на турецкие территории и в этом вопросе ждать от нее помощи в этом вопросе – полный абсурд.
Порой звучат мнения о том, что нормализация турецко-армянских отношений, открытие границ в будущем могут способствовать урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта. Подобный взгляд глубоко ошибочен хотя бы потому, что в случае нормализации турецко-армянских отношений до урегулирования Нагорно-Карабахской проблемы позиция Армении в переговорном процессе может значительно ужесточиться и приобрести дополнительные козыри. Армения попытается преподнести это как свой политический и дипломатический успех и, скорее всего, займет на переговорах еще более жесткую и непримиримую позицию.
События и сам процесс переговоров, ведущихся на протяжении многих лет, дают основания для подобных предположений.
Именно поэтому эти два процесса – урегулирование Нагорно-Карабахского конфликта и открытие турецко-армянской границы – должны идти параллельно. Между этими процессами пусть и нет официальной связи, но есть четкая взаимозависимость. В противном случае статус-кво в регионе может измениться в отрицательную сторону. А это, в свою очередь, может привести к началу негативных и нежелательных процессов в регионе.
Весьма примечательно в связи с этим заявление МИД Азербайджана, который считает, что нормализация отношений между Турцией и Арменией до вывода армянских войск с оккупированных азербайджанских территорий составляет прямое противоречие с интересами Азербайджана, ставит под вопрос возможность построения мира и стабильности в регионе. «Приняв во внимание важность открытия всех границ и коммуникаций в регионе, Азербайджан считает, что открытие турецко-армянской границы в одностороннем порядке поставит под вопрос архитектуру мира и стабильности в регионе», - говорится в документе.
И, наконец, один из весьма важных факторов. Подписание столь двусторонних протоколов между Арменией и Турцией вовсе не означает, что все проблемы в одночасье будут решены. Ведь решение о восстановлении дипломатических отношений и открытии границ должно быть ратифицировано парламентами двух стран.
Именно здесь руководителям двух стран придется столкнуться с очередными сложностями.
Азербайджанская сторона ,согласно заявлению МИД, опирается на заявления высокопоставленных официальных лиц Турции о невозможности открытия турецко-армянских границ до прекращения оккупации Арменией территорий Азербайджана.
Отношения дружбы и братства между Турцией и Азербайджаном находятся на очень высоком уровне, и в Азербайджане все еще верят обещаниям высокопоставленных турецких деятелей об учете азербайджанских интересов.
Фикрет Садыхов, политолог, профессор Западного университета
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Редакция не несет ответственности за позицию автора