Чингиз Абдуллаев: «Чем больше литературных премий, тем лучше будет ситуация с развитием литературы в Азербайджане»
Интервью 1news.az с народным писателем Азербайджана, секретарем Союза писателей Чингизом Абдуллаевым
- Недавно состоялась презентация проекта «Национальная книжная премия» (НКП), который направлен на развитие азербайджанской литературы. Сразу задам наиболее интересующий меня вопрос: почему до сих пор Союз писателей Азербайджана (СПА) не реализовал столь же масштабный литературный проект?
- Нет, ну что вы! В Азербайджане уже давно вручается аж шесть литературных премий, в числе которых премия Физули и премия Низами. Просто у нас нет тех денег, которые есть у Нигяр Кочарли, реализующей проект под названием НКП, за что ей - огромное спасибо. И это – понятно: Нигяр ханум - коммерсант, а СПА – бюджетная организация.
- Чем, помимо присутствия в составе жюри НКП, помогает в реализации данного проекта СПА?
- Как вы уже подчеркнули, представители СПА входят в состав жюри НКП. Помимо этого, мы принимаем участие во всех мероприятиях, проводимых в рамках НКП. В частности, в рамках популяризации данного проекта меня приглашают выступать в ряде наших университетов. Кроме Союза писателей, как известно, деятельное участие в реализации проекта принимает и Министерство культуры и туризма Азербайджана, что, безусловно, очень важно. В целом же я считаю, что чем больше литературных премий, тем лучше будет ситуация с развитием литературы в Азербайджане.
- Нет ли риска, что проект НКП, завершившись, так и не приведет к существенному увеличению числа читающего населения в Азербайджане?
- Знаете, я считаю, что положение с книгами в Азербайджане катастрофическое не потому, что население нашей страны не читающее, а потому, что вся сеть книжных магазинов в нашей стране, особенно в Баку, была уничтожена. Сейчас идет процесс появления новых книжных магазинов, среди которых я с гордостью могу отметить магазины «Графика», «Али и Нино», а также ряд иных очень успешно функционирующих книжных магазинов. В то же время, я, конечно, выступаю за то, чтобы НКП стала ежегодной премией. Ибо общественность, безусловно, заинтересуется тем, кто получит первую премию, что подстегнет интерес не только к произведениям победителя НКП, но и ко всей современной отечественной литературе. Ну и, наконец, я бы не стал бы утверждать, что в Азербайджане столь уж сильно уменьшилось число читающего населения. К примеру, в ходе своей недавней встречи с представителями отечественной молодежи я убедился в том, что чтение книг по-прежнему в нашей стране популярное занятие.
- Мне, конечно, трудно тягаться с вами по количеству зарубежных поездок, но все же я позволю себе высказать предположение, что определить, насколько читающим является население того или иного города и страны, можно по простому подсчету числа людей с книгами в общественном транспорте. Возникает вопрос: почему за рубежом можно значительно чаще, чем в нашей стране, увидеть людей, читающих книги?
- Давайте не будем забывать о том, что согласно мусульманским традициям, проявлением неуважения считается тот факт, что ты уткнулся в книгу и читаешь, когда вокруг тебя стоят и сидят люди. А Азербайджан, как известно, является не только восточной , но и мусульманской страной,.
- Тогда почему в советское время в Азербайджане значительно чаще можно было встретить людей с книгами в общественном транспорте и в парках?
- Начнем с того, что в советское время в Баку читали в 10 раз больше, чем по всему Азербайджану, а наша столица в те годы была более интернациональным городом, чем ныне. В целом же, возвращаясь к вашему предыдущему вопросу, отмечу, что в той же Англии, к примеру, в общественном транспорте действительно читают больше, чем в нашей стране. Но в подавляющем большинстве случаев там читают бесплатно раздающиеся газеты. Плюс, возможно, в Азербайджане те, кто читают книги, а это довольно обеспеченные люди и средний класс, значительно реже ездят в метро. Хотя, соглашусь с вами в том, что необходимо сделать чтение книг в нашей стране более массовым явлением. В частности, мне лично, очень жаль людей, которые мало читают. И в этой связи весьма уместно будет сообщить вам следующий эпизод. Я прочитал интервью с российским актером Ярославом Бойко, которого мне предлагали на роль Дронго. Помню, что побеседовав с этим актером, я увидел абсолютно пустые глаза, о чем и сообщил режиссеру фильма. Так вот, в своем интервью Ю.Бойко сообщил, что первую в жизни книгу он прочел в 19 лет. Ну что тут сказать?! Как объяснить слепому человеку, что такое красный цвет?! Могу отметить, что мы со своей стороны делаем все возможное, чтобы людей с пустыми глазами стало меньше. В частности, мы помогаем молодым отечественным писателям. К примеру, могу не без ложной гордости сообщить, что мне удалось пробить подписание договора между нашей талантливой и молодой писательницей Реной Юзбаши и крупнейшим российским издательством «Эксмо». Поверьте, мы всегда рады и готовы помочь всем молодым отечественным писателям.
- В таком случае, мой резюмирующий вопрос будет таким: почему ряд молодых, самовлюбленных писателей, метко названных Анаром Мамедхановым клубом «Нераскрывшиеся парашюты», вместо того чтобы доказать собственную состоятельность посредством участия в НКП, предпочитают призывать к бойкоту этой премии и озвучиванию примитивной критики в адрес организаторов и жюри данного проекта?
- Группа писателей, о которых вы говорите, точно так же не признает НКП, как не признает и СПА. Хотя вы абсолютно правильно заметили, что существует банальный способ доказательства собственной состоятельности посредством участия в Национальной книжной премии. Но они не делают этого. Они предпочитают жить с уверенностью в собственном величии. Переубеждать их в этом – бесполезная трата времени.
Акпер Гасанов