Александр Рар: «Я почти уверен, что сильное армянское лобби причастно к выделению денег сепаратистам Нагорного Карабаха»
Интервью 1news.az с европейским экспертом по энергетическим вопросам и странам СНГ Александром Раром
- С чем связано решение конгресса о выделении денег сепаратистам Нагорного Карабаха?
- Я думаю, что это армянская диаспора, которая в США имеет достаточно сильное влияние. Это лобби использует нынешнюю ситуацию, которая кажется для них более благополучной, чем предыдущие годы. Это просто движение в сторону Армении после предполагаемого открытия границы. Поэтому они сейчас делают то, что до этого сложно было провести политически.
- То есть это не политика США по отношению к нам?
-Я почти уверен, что это не американская политика, а сильное армянское лобби. Необходимо представить, какую существенную роль армянское лобби в Америке играло после Второй мировой войны. Иногда даже удивляешься, как это лобби на этнической основе может активно действовать в американской политике и вокруг американского конгресса.
- Можно ли сказать, что деньги, заработанные в Азербайджане американскими нефтяными компаниями, идут затем сепаратистам?
- Я как-то не вижу схему, это не один котел, куда это все идет. Там гораздо более сложная структура. Я думаю, что американские компании, которые действуют в Азербайджане, естественно, будут следить, чтобы их бизнес не страдал в этой стране. Я не думаю, чтобы они каким-либо образом были заинтересованы играть на другой стороне. Это другие деньги. Я почти себе не могу представить, что компания, которая у вас работает, играла бы на поле Нагорного Карабаха, это не имеет никакого политического смысла.
- Могут ли последние действия США ослабить их позицию в Азербайджане?
- Российская позиция в Азербайджане может усилиться, но нельзя забывать, что у России с Арменией тоже есть свои контакты и свой союз. Даже в военном смысле, который оформлен с Арменией. Россия может стать более привлекательным партнером для Азербайджана, если она будет предлагать честное, открытое сотрудничество. Ситуация очень динамична. Мы не знаем, что происходит вокруг Армении, вокруг Нагорного Карабаха, вообще я думаю, что мы находимся в начале новых процессов. Может быть, с точки зрения Азербайджана, они начались не с того конца. На турок оказывают давление в вопросе открытия границы с Арменией, приглашают Армению в новую схему по прокладке «Набукко». С другой стороны, идет политическая и экономическая экспансия на Южный Кавказ. Сам процесс будет идти более глубоко и будет охватывать целый регион. И я думаю, что и американцы, и Европейский союз будут также во многом поощрять сотрудничество с Азербайджаном. Тем более что в долгосрочной перспективе, если говорить о «Набукко» и о сотрудничестве в газовой и нефтяной сфере, Азербайджан является очень важным, критическим партнером для Запада.
- Как по-вашему, что должен делать Азербайджан в такой ситуации?
- В данном случае Азербайджан не должен слишком эмоционально реагировать, он должен представить свою точку зрения. Я думаю, необходимо вести переговоры с Арменией, потому что нужно решить проблему Нагорного Карабаха. И полагаю, что Азербайджан может быть заинтересован в том, чтобы другие региональные соседи, которые косвенно причастны к этому конфликту и могли бы найти решение, должны быть заинтересованы в принятии решения. Азербайджан должен смотреть на весь регион, каким он будет через 10-20 лет, и, думаю, что приближение этого региона к Европейскому союзу соответствует интересам Азербайджана. Но это не означает, что связь с Россией каким-то образом ставится под вопрос. Опять-таки Россия - очень важный партнер для Азербайджана, и если с ней можно будет договориться о конструктивном сотрудничестве на основе взаимопонимания, то это может помочь Азербайджану укрепиться как одному из лидирующих государств в регионе Южного Кавказа.
Э.Рустамов
3275