Десислава Русанова: «Ситуация в регионе Южного Кавказа очень нестабильная»
Интервью 1news.az с директором проектов программы по Евразии International Alert Десиславой Русановой
- Какие процессы будут происходить в 2010 году в плане урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта?
- В последние несколько лет в начале каждого года многие международные посредники говорили, что данный год будет решающим для мирного урегулирования конфликта. Вряд ли уже кто-то верит таким прогнозам. Но я не боюсь сказать, что 2010 год будет важным для Нагорно-Карабахского конфликта. Следующие несколько месяцев покажут, могут ли мирные переговоры, которые ведут президенты Армении и Азербайджана, дать реальные результаты. Возможные продвижения в урегулирования армяно-турецких отношений и председательство Казахстана в ОБСЕ - это факторы, которые создают определенную атмосферу оживления вокруг переговорного процесса. Казахстан не раз выражал свою готовность работать в 2010 году как председатель ОБСЕ для урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта. Сопредседатели Минской группы тоже очень активно работали в последние месяцы. Россия предпринимает немало попыток продвинуть процесс вперед. Так что на международном уровне в 2010 году складываются благоприятные условия. Но ключ разрешения проблемы не в руках посредников. В 2010 году будет видно, смогут ли реально президенты Армении и Азербайджана довести переговоры по рамочному соглашению до какого-то заключительного этапа. В этом смысле 2010 год будет показательным в плане будущих тенденций вокруг этого конфликта.
- Как вы оцениваете последнюю встречу в Сочи президентов Азербайджана и Армении при участии президента России?
- Я оцениваю ее как встречу, которая задает определенный рабочий тон года. Как важный момент можно отметить согласие президентов предоставить свои предложения по той части, которые пока не являются предметом согласия сторон. Ответственность для конструктивности переговоров и для окончательного выбора в руках армян и азербайджанцев, это тот акцент, который можно выявить из этой встречи. Будущее переговоров будет зависеть от этих предложений и от того, будут ли они направлены на реальное решение проблемы или это будут попытки продления ее нерешенности.
- Откроется ли армяно-турецкая граница в этом году и может ли это повлиять на урегулирование конфликта?
- Конечно, открытие армяно-турецкой границы будет влиять на урегулирование конфликта. Но я думаю, что урегулирование армяно-турецких отношений более долгий процесс, чем кажется. Открытие границы - только часть этого процесса.
- Насколько реально начало боевых действий между Азербайджаном и Арменией?
- Когда конфликт нерешен, всегда есть угроза начала боевых действий. В регионах мира, где споры могут длиться, и длятся десятилетиями, никто не боится, что это может перерасти в вооруженное столкновение. Но события на Южном Кавказе в августе 2008 года нам неоднозначно показывают, что ситуация в регионе очень нестабильная.
- Намечается ли в этом году проведение новых мероприятий или форумов со стороны вашей организации? И когда вы планируете посетить наш регион?
- Да, намечаются новые мероприятия. У нас есть пакет предложений, которые я буду обсуждать с коллегами в регионе. Я буду в Баку через несколько дней и после этого могу вам рассказать подробнее о том, что намечается конкретно в Азербайджане. А после обсуждения с армянскими коллегами - и о том, что намечается в целом.
- Почему европейские страны так пассивны и не участвуют активно в урегулировании карабахского конфликта?
- Я бы не сказала, что европейские страны пассивны и не участвуют активно в урегулировании конфликта. Если вы имеете в виду конкретно Евросоюз и его структуры, то в переговорах есть официальный посредник и это не Евросоюз, а Минская группа ОБСЕ. Евросоюз и многие страны Евросоюза активно содействуют посредникам. 7 из 12 государств, которые входят в Минскую группу, это государства-члены Евросоюза.
Специальный представитель Евросоюза по Южному Кавказу сам тоже делает немало и оказывает нужную поддержку работе Минской группы, а также инициативам на гражданском уровне. Но даже самый активный внешний актор не может помочь урегулировать конфликт мирным путем, если не существуют условия для этого, если общества сами не готовы решить конфликт. В этом смысле европейские страны очень активны, самые большие программы по гражданской дипломатии финансируются ими. Правительство Великобритании, которое не входит в Минскую группу, является самым крупным донором, финансирующим конкретно и целенаправленно именно миротворческие инициативы, поддерживающие мирное урегулирование Нагорно-Карабахского конфликта. Я бы сказала так: европейские страны участвуют очень активно и играют ведущую роль в многоуровневых попытках создания условий для мирного урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта.
Эльшан Рустамов
3408