Джейхун Моллазаде: «Отсутствие давления ведущих держав избаловало Армению»
Интервью 1news.az с председателем Американо-азербайджанского совета, со-директором US Azeris Network Джейхуном Моллазаде
- Армянское руководство, как показали недавние заявления президента Саргсяна в Лондоне и главы МИД Налбандяна в Ереване, не отказалось от попыток навязать миру независимость сепаратистского режима Нагорного Карабаха. Чем вы объясняете подобный оптимизм армян: надеждами на примирение с Турцией до решения карабахского конфликта, бездействием сильных мира сего в решении проблемы или чем-то еще?
- Я считаю, что руководство Армении, так же как и националистически настроенное население Армении и Нагорного Карабаха, никогда от планов независимости и не отказывалось, и я не думаю, что надежды на примирение с Турцией имеют большое влияние на их политику в этом вопросе.
Что касается сильных мира сего, то да, можно однозначно сказать, что отсутствие даже малейшего давления этих держав давно избаловало Армению. Сегодня Армения получает военную поддержку от России, экономическую поддержку от Ирана, Евросоюза и США. Интересно, что и Иран, и США в этом вопросе проводят схожую политику, конечно же, в разной форме и по разным причинам. Но в США должны понимать, что союзник для них – это Азербайджан. Плюс Армения пытается лишить Азербайджан его единственного союзника в лице Турции, пока, правда, с переменным успехом. Хотя ясно, что Турция очень много инвестировала и политического, и финансового капитала в Азербайджан, чтобы этим сейчас рисковать, непонятно за какое вознаграждение взамен.
Если бы Кочарян и Саргсян не имели такой поддержки благодаря армянской диаспоре, то они были бы в международном розыске, как Караджич и другие сербские преступники, руки которых в крови невинных людей. Что простительно одним непростительно другим.
- Насколько беспристрастно посредничество США в карабахском урегулировании? Способно ли руководство Белого дома сегодня протащить через Конгресс с его сильным армянским лобби какое-либо решение в поддержку Азербайджана?
- США стараются быть беспристрастными в урегулировании карабахского конфликта, но давления должного на Армению оказывать не могут и не хотят по известным причинам. Но неизвестно, насколько это давление дало бы результат, так как Армения не завязана на Америке так, как на России. А помощь Конгресс останавливать не намерен, поэтому такую задачу администрация перед собой не ставит. Вашингтон хочет, чтобы стороны пошли на компромиссы, а это до сих пор не работало, так как в Армении таким компромиссом считается передача Азербайджаном Карабаха армянам сразу или постепенно, что неприемлемо для Баку. Вот и маются посредники столько лет и кормят всех «большими подвижками» и т.д. А что касается продвижения проазербайджанского решения в Конгрессе, то такие усилия были в прошлом и имеют место и сейчас, когда администрация запрашивает средства в порядке помощи на разные программы в рамках политического, экономического, военного сотрудничества.
- Внимание мирового армянства, да и не только его, приковано к апрелю. Точнее говоря, многие сегодня говорят о том, что президент США Обама в своем традиционном обращении может признать события 1915 года «геноцидом». А каков ваш прогноз?
- О том, что вероятность такого признания высока, говорится не в первый раз. Я думаю, что в этом году президент Обама использует тот же оригинальный прием, что и в прошлогоднем обращении. Иными словами, я думаю, что он использует слово «геноцид», но не на английском языке (чтобы не портить отношения со своим стратегическим союзником Турцией), а на армянском (чтобы как-то утешить своих армянских избирателей).
- Существует ли взаимодействие между турецкой и азербайджанской диаспорами США в усилиях по предотвращению признания Белым домом «армянского геноцида», и насколько оно эффективно?
- Сотрудничество между диаспорами есть, но недостаточно влиятельное, чтобы предотвратить использование Обамой слова «геноцид». Здесь важно, что администрация понимает последствия и возможное закрытие американской военной базы в Инджирлике. Реакция Турции играет большую роль в этом вопросе терминологии, нежели могущество турецкой диаспоры. Но, безусловно, диаспоры должны все активней и активней противостоять армянским попыткам в этом и других вопросах. Есть большой прогресс в работе турецкой диаспоры, но пока силы не равны.
- Что, на ваш взгляд, мешает полной отмене печально известной 907-й поправки?
- Как раз упомянутый мною только что фактор и мешает полной отмене 907-й поправки, хотя она сильно «похудела» (в смысле ее изначального содержания) в результате работы различных заинтересованных групп. Но полностью снять ее пока не удается. Всему свое время. Как говорят в США: «One thing or one step at a time».
Махир Мамедов
4289