Треугольник «Турция-Армения-Азербайджан» разомкнуть не удалось - АНАЛИТИКА
Армения приостановила процесс ратификации армяно-турецких протоколов. Об этом заявил президент Армении Серж Саргсян в специальном обращении к армянскому народу 22 апреля.
При этом он подчеркнул, что Ереван не выходит из всего процесса нормализации армяно-турецких отношений, уважая призывы и искренние желания президентов США Барака Обамы и России Дмитрия Медведева.
В обоснование своего решения Серж Саргсян заметил, что все разумные сроки, предусмотренные для ратификации документов, уже истекли.
В тот же день коалиция партий, входящих в правительственное большинство постановило снять Цюрихские протоколы из повестки парламента.
Реакция в мире на эти действия армян оказалась сдержанной. Официальные представители США и Франции выразили надежду, что процесс армяно-турецкой нормализации в ближайшем будущем возобновится. Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил: «пусть парламент Армении сам решает, как поступать с армяно-турецкими протоколами. Как армянская сторона после этого будет следовать нормализации отношений, это уже ее дело. Мы со своей стороны будем продолжать процесс в соответствии с нашими международными обязательствами. Наша позиция общеизвестная», - отметил премьер.
Как видим, неожиданностью решение Еревана о приостановлении процесса армяно-турецкой нормализации ни для кого не стало. С начала года в Ереване рассматривались несколько вариантов действий на случай, если Турция даже под давлением США и ЕС не откажется от заявленной позиции, предполагающей ратификацию подписанных Цюрихских протоколов лишь при условии прогресса в карабахском урегулировании. Некоторые аналитики рекомендовали в одностороннем порядке провести ратификацию этих протоколов, поставить Анкару перед фактом и давлением со стороны международного сообщества.
В свою очередь противники армяно-турецкой нормализации настаивали на отзыве армянских подписей и аннулировании Цюрихских протоколов.
Серж Саргсян избрал половинчатое решение, которое преследует единственную цель оградить его самого и правящую команду от упреков и обвинений. Ведь многие в Армении и диаспоре считают ошибочной всю линию на нормализацию армяно-турецких отношений, а в подписанных протоколах видят уловку администрации Барака Обамы для отказа от своих публичных обязательств признать так называемый «геноцид 1915 года».
Объявив накануне 24 апреля об отзыве Цюрихских протоколов из парламента, Серж Саргсян как бы снял с себя ответственность за то, что Барак Обама так и не произнесет в своем традиционном обращении вожделенного армянами слова «геноцид».
Однако замаскировать очевидный провал армянской дипломатии вряд ли удастся. Возглавляемый экс-президентом Левоном Тер-Петросяном оппозиционный АНК, уже назвал решение о приостановлении процесса ратификации армяно-турецких протоколов «признанием и констатацией банкротства «инициативной» политики» правительства Сержа Саргсяна.
Начав армяно-турецкий диалог и подписав Цюрихские протоколы, Серж Саргсян и его команда рассчитывали извлечь не только экономические и транспортные дивиденды. В краткосрочном плане население Армении вряд ли ощутило бы позитивный эффект от открытия границ. Расчет был изощренный. Как в прошлом Роббер Кочарян был готов ради присоединения Нагорного Карабаха пожертвовать в пользу Азербайджана армянским районом Мегри, так сейчас Серж Саргсян по-существу предлагал оставить проблему «геноцида» диаспоре взамен за отступление Анкары от принципиальной поддержки Азербайджана в конфликте из-за Нагорного Карабаха.
Ожидая негативную реакцию Баку на предполагаемое подписанными протоколами открытие армяно-турецкой границы, Ереван хотел внести разлад в стратегический турецко-азербайджанский союз. Не получилось. После недолгих колебаний правительство Эрдогана заняла принципиальную позицию и заявила, что ратификация подписанных протоколов в Милли Меджлисе возможна лишь при достижении прогресса в карабахском урегулировании. По-другому не могло и быть. Опросы общественного мнения в Турции и Азербайджане неизменно показывали, что друг для друга эти страны являются самыми дружественными.
Еще в январе текущего года, когда ситуация по армяно-турецкой нормализации выглядела неопределенной, около половины респондентов в ходе социологического опроса, проведенного в Азербайджане "Puls-R" высказались в том смысле, что Турция не нарушит своего обещания Азербайджану и без прогресса в карабахском урегулировании границу с Арменией не откроет.
Ситуация теперь в значительной мере прояснилась. Очевидно, что разомкнуть треугольник «Турция-Армения-Азербайджан» не удалось. Достигнуто это во многом благодаря жесткой позиции Азербайджана и турецкой общественности, отвергнувшей циничную сделку «Карабах взамен на геноцид».
Изоляция Армении в регионе, ставшая следствием ее собственной политики притязаний к соседям, сохраняется. Открытие перехода «Ларс» на грузино-российской границе вряд ли радикально изменило ее положение. Армения, если верить опубликованным статистическим данным за первый квартал, как будто бы начала выбираться из кризиса.
Но ее восстановление идет такими низкими темпами, что к уровню 2008 года выйти удастся не ранее 2012-13 годам. К этому времени нужно будет возвращать взятые миллиардные кредиты, что вызовет новый спад в обескровленной экономике, а отвлечение средств из бюджета дальнейший рост социальной напряженности. Тем временем Турция и Азербайджан динамично развиваются и усиливаются.
Подписание Цюрихских протоколов в конечном итоге не принесло Еревану никаких дивидендов. Турция же, напротив, не только продемонстрировала миру свою готовность цивилизованно разрешить существующие между Ереваном и Анкарой проблемы, но вопреки расчетам Сержа Саргсяна и его команды, получила голос в процессе карабахского урегулирования. Таким образом, армяне, которые самоуверенно считают себя непревзойденными переговорщиками хитрецами, угодили в ловушку.
Сегодня поле для маневров у Еревана сузилось. Уклониться от решений, которые должны привести к выводу армянских сил из оккупированных территорий Еревану с каждым месяцем и днем все трудней. Державам, покровительствующим Армении и которые одновременно являются сопредседателями Минской Группы ОБСЕ, волей-неволей приходится думать о том, как двигать вперед процесс мирного урегулирования конфликта из-за Нагорного Карабаха. Пусть даже в статус просто члена Минской Группы, но как влиятельная региональная держава Турция отныне непосредственно включилась в процесс мирного урегулирования.
Как бы этому ни противились армяне, изменить этот факт им уже не удастся.
Мусабеков Расим, политолог