Борьба за «чистоту» нации, или Фашизм по-армянски
В Армении, доселе преспокойно соглашавшейся на статус «форпоста России на Кавказе», руководство которой всегда коленопреклоненно и с широкой улыбкой вещало о вечной любви и верности к России, началась настоящая антироссийская и даже антирусская истерия.
Облачена она в форму заявлений различной степени известности и потрепанности представителей общественности, которым указали «сверху» демонстрировать недовольство возможностью открытия в Армении иноязычных, в том числе русскоязычных школ.
Главный аргумент в ходе этого шоу несогласных таков: открытие ограниченного числа иноязычных школ в Армении опасно в смысле сохранения родного языка.
Смехотворность этого тезиса понятна любому здравомыслящему человеку. Ведь, в моноэтнической Армении, где единицы составляют представители иной национальности, по определению не может иметь место угроза армянскому языку. Даже если откроются иноязычные школы, их число будет мизерно, а вне школы, в обычной жизни школьники и их родители все равно будут говорить на армянском языке. И тут уместно будет напомнить, что после принятия в 1993 году закона «О языке», все делопроизводство и обучение было переведено на армянский язык, при этом были закрыты русские факультеты в техникумах и вузах, большая часть квалифицированных русскоязычных специалистов вынуждена была уехать.
То есть, выросло уже целое школьное поколение граждан Армении, которая, говоря о любви к России, проводила и проводит политику давления на русский язык.
Дискриминация по отношению к русскому языку в Армении видна еще и потому, что по закону «О языке» в небольшом числе классов в русском секторе армянских школ имеют право обучаться только дети этнических русских, граждан России и детей от смешанных браков.
Иными словами, армян вот уже 17 лет приучают к тому, что русский язык – это чужой, чуждый им язык. Так что, разговоры о том, что открытие иноязычных школ в Армении опасно в смысле сохранения армянского языка – анекдот не первой свежести.
«Ренессанса русских школ не будет. Государство не будет тратить денег на эти школы», - заявил министр образования и науки Армении Армен Ашотян.
Это – второй, но вновь не смешной армянский анекдот. Ведь, в считанных классах русского сектора в армянских школах большинство предметов преподается на армянском. И это несмотря на то, что обучение в этих классах проводится по российским программам, а учебники предоставляются правительством Москвы.
То есть, как сахар в чашку - так два куска, а как расширять присутствие русского языка в Армении посредством открытия русскоязычных школ –в форпосте зреет бунт.
О том, что он носит шаржированный, управляемый характер свидетельствует то, что руководство Армении все чаще и чаще сталкивается с пониманием собственной дальнейшей никчемности для России. К примеру, мы все помним, что премьер-министру Армении Тиграну Саркисяну в России оказали холодный прием и отказали в предоставлении очередного кредита на строительство дороги Иран-Армения.
Кроме того, все чаще в армянской прессе появляются статьи, в которых говорится о том, что официальному Еревану со стороны руководства России представлен план поэтапного возвращения оккупированных Арменией территорий Азербайджана.
Масла в огонь армянской истерии, сам того не желая, подлил спикер Госдумы РФ, председатель Парламентской Ассамблеи (ПА) Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Борис Грызлов, который вполне справедливо заявил, что есть перспектива, что в ближайшее время будут приняты необходимые решения для урегулирования ситуации в Нагорном Карабахе.
Ответ руководства Армении был аккурат такой, каким он только мог быть: оказалось, что привязанности к России тут говорить не приходится и это проявляется сразу, как только отпускается поводок.
Бесперспективная, живущая в долг, экономически недоразвитая Армения просто не в силах найти иной предмет торга с Россией, кроме судьбы русского языка в этой стране. Но торг тут просто не уместен. Ибо, Россия легко и просто может отказаться от создания русскоязычных школ в Армении. Но сможет ли на это пойти Армения?
Теоретически все возможно. Но к каким это может привести последствиям? Для ответа на этот вопрос, нужно совершить небольшой экскурс в историю. А она красноречиво свидетельствует - к моменту установления Советской власти армянский народ был более почти на 90 % неграмотным. И приобщение армян к грамоте, во многом, происходило через приобщение к русскому языку. Именно благодаря русской культуре и русскому языку армянский народ получили возможность приобщиться к культурным достижениям не только народов СССР, но и мировой цивилизации.
В 20—30-е годы на русский язык были переведены произведения советских армянских писателей Г. Сарьяна и С. Зорьяна, Е. Чаренца и Н. Зарьяна, А. Багкунца и других. Большие заслуги в переводе на русский язык произведений армянской поэзии имеют русские поэты В. Брюсов А. Ахматова, Б. Пастернак, С. Маршак. Теперь всего этого просто не будет.
А еще я заострю внимание на воспоминаниях Армена Джигарханяна.: «Семья-то армянская, но русскоговорящая. В Армении очень много было тогда, есть они и сейчас, русскоговорящих людей. Вся армянская интеллигенция, люди моего поколения и даже более раннего, из тех, кого я помню, очень хорошо говорили по-русски, на высоком, я бы сказал, уровне».
Теперь и этого не будет.
Это будет печальный, но логичный для Армении, конец «бунта в форпосте».
Логичный потому, что сейчас в Армении царят совсем иные нравы, декларация которых идет с согласия руководства страны. Вместо благодарности за все то хорошее, что вывело целые поколения армян в люди, они демонстрируют свою истинную предательскую, продажную сущность, открыто призывая к окончательному превращению Армении в «полуфашистскую» страну исключительно для армян.
В этой стране уже давно не осталось азербайджанцев, несмотря на то, что столицей Армении является исконно азербайджанский Иреван.
В Армении не осталось и русских, благодаря языку которых армяне смогли превратиться из безграмотной в своем подавляющем проценте нации в нацию, у которой есть своя творческая и научная интеллигенция. Оба этих фактора объединяет одно – готовность армянства не моргнув глазом перешагнуть через все хорошее, что было сделано для них, нанося предательские удары в спину тем, перед кем они еще вчера преклонялись.
И сегодня мы видим последнюю стадию этих действий армянства, которое решило взяться за русский язык, запретом на который оно завершит работу по превращению Армении в государство, где живут только армяне и говорят только на армянском языке. И завершение этой работы будет доказательством того, что Армению можно держать на привязи, но нельзя верить в ее привязанность.
Акпер Гасанов
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Редакция не несет ответственности за позицию автора