Стеклянный потолок - АНАЛИТИКА | 1news.az | Новости
Точка зрения

Стеклянный потолок - АНАЛИТИКА

12:52 - 12 / 08 / 2010
Стеклянный потолок - АНАЛИТИКА

Дом может быть центром, но не границей жизни женщин
М.Тэтчер

Принятая в начале июля этого года на 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюция о создании новой объединенной структуры по вопросам гендерного равенства и расширения возможностей женщин вновь привлекла внимание экспертного сообщества к актуальной гендерной проблематике. И хотя необходимость обеспечения равных прав и возможностей для мужчин и женщин сегодня уже никем публично не оспаривается, практически во всех странах существуют трудности, связанные с преодолением последствий гендерных стереотипов. Как справедливо замечает Мод де Бор-Букиккио, первая женщина, избранная заместителем Генерального Секретаря Совета Европы, «пока сохраняются гендерные стереотипы, будет сохраняться дискриминация, потому что сегодня они – а не законы и нормы - являются ключевыми препятствиями к продвижению женщин».

Эта проблема также обстоятельно обсуждалась на состоявшейся в Баку в мае этого года VII конференции министров, ответственных за вопросы равенства между женщинами и мужчинами в странах входящих в Совет Европы. В принятой на конференции резолюции специально отмечается, что борьба с гендерными стереотипами, а также обеспечение гендерного равенства как де-юре, так и де-факто, потребуют решительных социальных и культурных перемен, а сфера образования и СМИ должны сыграть важную роль в ликвидации гендерной асимметрии и достижении подлинного гендерного равенства.

Многое предстоит сделать в этом направлении и на постсоветском пространстве. Надо заметить, что за советский период здесь сформировалась своеобразная социально-культурная среда, характеризующаяся причудливым сочетанием различных элементов как патриархального традиционализма, так и «советского» модернизма. После распада СССР в регионе создались, с одной стороны, благоприятные условия для возрождения национального самосознания и возврата к традиционным ценностям, а с другой, в результате интеграции в глобализирующееся мировое пространство, усилилось влияние некоторых идей и ценностей присущих западной цивилизации.

Воздействие этих противоречивых тенденций серьезно изменило сложившееся в общественном сознании отношение к т.н. «женскому вопросу», привело, к сожалению, к снижению достигнутого за долгие годы советской власти высокого уровня социальной защиты женщин, показало уязвимость их позиций в общественно-политической сфере.
Наряду с этим, отметим также, что большая часть женщин постсоветских стран все еще продолжает работать «на два фронта», с одной стороны, участвуя на равных в общественном производстве, с другой, выполняя традиционно присущую им роль матери, жены и хозяйки дома. При этом, согласно устоявшимся стереотипам, полагается, что в семейный бюджет основную часть дохода должны вносить мужчины, а женщины, в качестве некой «компенсации», обязаны вести домашнее хозяйство и воспитывать детей, причем практически в одиночку. Однако, становится очевидным, что соблюдать бесконфликтный баланс между приверженностью общепринятым гендерным ролям и требованиям современности становится все труднее.

Одновременно, в мире растет понимание того, что изменения существующих в общественном сознании устойчивых патриархальных моделей поведения невозможно добиться лишь путем формального предоставления женщинам и мужчинам одинаковых прав. Реальная практика показывает, что равные возможности не появляются автоматически, так как на месте устраненных формальных барьеров появляются «невидимые», которые и не позволяют женщинам обладать своей справедливой долей политического, социально-экономического влияния в обществе и занимать высокие позиции как на общественном, так и государственном уровнях.

Одним из признаков существования «невидимых» барьеров можно считать встречающуюся во многих странах мира гендерную асимметрию на т.н. «уровне принятия решений». Часто для обозначения этого явления, проявляющегося в практически повсеместном отсутствии женщин-руководителей в органах управления государственных, общественных и частных структур, употребляют эффектную метафору «стеклянный потолок», которая предельно четко характеризует основную трудность, возникающую у женщин, заинтересованных в карьерном росте. Действительно, хотя женщинам и удается с успехом преодолевать нижние уровни служебной лестницы, однако статистика неумолимо подтверждает тот общеизвестный факт, что на каком-то этапе перед ними возникает некий «невидимый» барьер, который и препятствует их дальнейшему росту. Считается, что социально-психологические причины этого явления коренятся в живучести патриархальных стереотипов, широко распространенных как среди мужчин, так и среди женщин. Справедливости ради, отметим, что за последние десятилетия в ряде государств в результате комплексной гендерной политики был достигнут существенный прогресс в области увеличения представительства женщин на руководящих должностях местного, национального и международного уровней.

Для примера можно указать на один из самых красноречивых показателей гендерного дисбаланса – процентное соотношение мужчин и женщин избранных в такой важнейший орган публичной власти как парламент. По данным международной организации Inter-Parliamentary Union на конец мая этого года в однопалатных или в нижней палате двухпалатных парламентов 178 стран женщины-парламентарии в среднем составляли 19% от общего числа депутатов, причем в группе лидеров были отмечены такие совершенно непохожие страны, как Руанда (56%), Швеция (46%), Южная Африка (45%) и Куба (43%).

Интерес представляет также ранжирование этого показателя по регионам, и здесь пальму первенства прочно удерживают страны Северной Европы – женщины в парламентах этих стран составляют в среднем 42% от общего числа парламентариев. Лучшие показатели среди стран американского континента имеют Коста-Рика и Аргентина – более 38%, среди стран Тихоокеанского региона - Новая Зеландия (34%), среди азиатских стран - Непал (33%). В странах бывшего СССР женщины занимают в среднем почти 18% мест в парламентах, что меньше среднего уровня по странам ОБСЕ (22%), и значительно ниже целевого показателя ООН - 30%, что, согласно соответствующим документам этой организации, считается минимально необходимым условием для обеспечения полноценного участия женщин в политических процессах.
Естественно, что привлечение женщин к процессу принятия решений, не должно ограничиваться только законодательной сферой. Эксперты полагают, что преодоление «стеклянного потолка» и использование потенциала женщин в таких традиционно «мужских» областях деятельности, как обеспечение безопасности и разрешение конфликтов, внешняя политика и оборона, может способствовать решению самых сложных проблем.

Вместе с тем, хотелось бы заметить, что формальное увеличение числа женщин, занимающих руководящие должности не должно рассматриваться лишь как приверженность некой «западной» моде или как способ улучшения международного имиджа страны. В современном мире равноправное участие женщин и мужчин в процессе принятия решений – это не только дань элементарной справедливости, но и необходимое условие для дальнейшего продвижению демократических принципов, реального учета разнополярных общественных интересов, рационального использования человеческого потенциала и обеспечения социально-ориентированного устойчивого развития государства.

Отметим также, что успех в реализации гендерной политики сегодня невозможен без создания широкой коалиции правительственных структур, политических партий, организаций гражданского общества и СМИ поддерживающих привлечение женщин к участию в государственном управлении. Естественно, что в рамках предпринимаемых усилий, наиболее спорным остается вопрос о целесообразности применения специальных временных мер – т.н. квот. Но, во-первых, квотирование следует отличать от примитивного резервирования должностей для женщин, а во-вторых, мировой опыт показывает, что использование временных и, самое главное, добровольных (неформальных) квот может в кратчайшие сроки создать благоприятные условия для изменения гендерного дисбаланса в политической жизни. Здесь уместно было бы сослаться на положительную практику многих европейских политических партий, принявших в свое время непростое решение закрепить на выборах разного уровня определенное количество мест за кандидатами-женщинами.

Что же касается Азербайджана, то за время прошедшее после последних выборов в Милли Меджлис (заметим, что сегодня женщины составляют менее 12% от общего числа депутатов), в нашей стране многое было сделано для достижения гендерного равенства, в частности, в выборных органах. В качестве примера достаточно упомянуть муниципальные выборы 2009 года, на которых наши женщины, увеличив свое представительство в органах местного самоуправления по сравнению с 2004 годом более чем в 6 раз, смогли завоевать более четверти мест в муниципалитетах.

А удастся ли азербайджанским женщинам, заручившись общественной поддержкой, приподнять «стеклянный потолок» в Милли Меджлисе, мы скоро узнаем – до парламентских выборов остается меньше трех месяцев…

Гюльшен Пашаева,
заведующая отделом анализа вопросов внешней политики
Центра стратегических исследований

Поделиться:
4439

Последние новости

Все новости

1news TV