Участники консорциума «Шах-Дениз» твердо намерены транспортировать газ в западном направлении - Ричард Морнигстар
БАКУ, 9 дек – 1NEWS.AZ
Спецпредставитель США по вопросам энергетики Евразии рассказал о приоритетных проектах в сфере энергетики.
«Я не хочу говорить о том, что было при администрации Буша, но при нынешней администрации по вопросам энергетической дипломатии мы стараемся работать вместе с Россией. Это дает нам возможность говорить друг с другом более открыто, обсуждать, куда будет двигаться наше сотрудничество в сфере энергетики», - как передает 1news.az, об этом в своем интервью газете Коммерсант заявил спецпредставитель США по вопросам энергетики Евразии Ричард Морнингстар.
«Европа является нашим важным партнером. Поэтому США заинтересованы в гарантиях европейской энергетической безопасности, и точно так же Европа заинтересована в энергетической безопасности США. В наших отношениях в этой сфере и с Европой, и с Россией важное место занимает энергоэффективность. Кроме того, что касается Кавказа, Центральной Азии и, кстати, России,— чем больше энергетических ресурсов будет производиться, тем лучше. Мы не рассматриваем наше взаимодействие в регионе как игру с нулевой суммой», - сказал он.
По словам Р.Морнигстара, США поддерживают не только «Набукко», но и весь Южный энергетический коридор.
«Это целый набор газопроводов, которые должны будут доставлять кавказский и центральноазиатский газ через Турцию в Европу. «Набукко» — хороший проект, но далеко не единственный. Есть, например, еще проект Interconnector, соединяющий Турцию с Грецией и Италией. Кроме того, мы полагаем, что для Европы даже важнее совершенствовать свою газотранспортную инфраструктуру, чем бросать все силы на прокладку каких-то новых труб. Необходимо строить больше труб, которые объединят европейские газотранспортные системы в единое целое, больше подземных газохранилищ, больше терминалов по приему СПГ, развивать добычу газа из угольных пластов и инвестировать в возобновляемые источники энергии», - сказал он.
По словам Р.Морнигстара, европейские компании должны принять коммерческое решение, какой из проектов Южного коридора является наиболее обоснованным и выгодным.
«Мы бы предпочли именно «Набукко», но не факт, что он будет реализован первым. В любом случае первая труба будет транспортировать не очень большой объем газа, но она должна иметь потенциал для расширения: на тот случай, если объемы поставок из этого региона увеличатся. А это обязательно произойдет. И потому инфраструктуру надо готовить уже сейчас», - сказал он.
Отвечая на вопрос, какие источники газа для «Набукко», будут использованы Р.Морнингстар отметил, что есть разные варианты.
«Одним из источников поставок будет Азербайджан. Точные цифры пока неизвестны, но ясно, что объемы будут значительными. BP и азербайджанская госкомпания ГНКАР недавно договорились об увеличении добычи, хотя значительная часть этого газа, возможно, появится на рынке только около 2020 года. В ближайшие месяцы консорциум, который разрабатывает месторождение Шах-Дениз, должен принять решение, куда продавать газ. Это может быть как «Набукко», так и Interconnector или другой проект. Главное, чтобы была возможность расширить трубу», - сказал он.
Р.Морнигстар также внес ясность в вопрос закупки Газпромом азербайджанского газа.
«Я не хочу говорить за «Газпром» или правительство Азербайджана. Нынешние договоренности касаются лишь небольших объемов уже добываемого газа. Насколько я понимаю, участники консорциума Шах-Дениз твердо намерены транспортировать газ в западном направлении», - сказал он.
Р.Морнигстар считает, что Азербайджан и Туркмения могут сами проложить транскаспийский газопровод.
«Действительно, на протяжении многих лет мы поддерживали проект транскаспийского газопровода, который поможет доставлять газ из Туркмении на европейские рынки. Конечно, остаются серьезные политические вопросы, о которых вы упомянули. Идут дебаты о том, могут ли две соседние страны, Азербайджан и Туркмения, договориться о прокладке этой трубы без вмешательства остальных. Мы всегда придерживались именно этой точки зрения — в любом случае газопровод будет проходить по территориальным водам Азербайджана и Туркмении, так что только эти два государства должны решать судьбу проекта. Но есть и другие точки зрения. Некоторые считают, что решение должны принимать все пять прикаспийских государств. Туркмения — суверенное государство и должна сама решать, что делать», - сказал он.
Эльшан Рустамов