Серж Саргсян решил «сыграть» роль Геббельса
У классика азербайджанской литературы Джалила Мамедкулизаде есть пьеса «Кяманча», в которой речь идет о событиях, имевших место в начале прошлого века, когда также происходили армяно-азербайджанские столкновения, когда вчерашний сосед шел с оружием в руках на соседа.
В пьесе повествуется о том, как вооруженный отряд азербайджанцев, увидел одиноко бредущего из одного горного села в другое старого армянина, блестяще игравшего на кяманче, которого в округе знал каждый. И азербайджанцы отпускают армянина на все четыре стороны, не тронув его, несмотря на то, что у членов отряда от рук армян погибли родные и близкие. Почему? Да потому, что старик сыграл на кяманче, извлекая из этого азербайджанского музыкального инструмента чарующие и тоскливые звуки, заставляющие каждого услышавшего их забыть о вражде, но вспомнить о годах дружбы, добрососедства, царившего на протяжении веков между азербайджанцами и армянами.
Перед нами пример классического литературного произведения великого азербайджанского писателя, в котором акцент делается на общечеловеческих ценностях, на взаимно-счастливом прошлом живущих по соседству народов.
Данное произведение отражает мировоззрение азербайджанцев, и сейчас предлагающих армянской стороне работать над счастливым, бесконфликтном будущим наших народов, несмотря на то, что армянская сторона два десятка лет держит под оккупацией исконно азербайджанские земли Нагорного Карабаха и прилегающих к нему районов, несмотря на то, что в результате действий армянских националистов в беженцев и вынужденных переселенцев был превращен один миллион азербайджанцев, несмотря на геноцид азербайджанцев в Ходжалы.
Подобное поведение азербайджанской стороны не есть признак слабости, но есть показатель высокой культуры нашего народа, понимающего ценность человеческой жизни, знающего, что конфликты между соседями никогда не приводили ни к чему хорошему, а лишь были инструментом решения своих проблем со стороны различных сторонних наблюдателей, сделавших все от них зависящее, дабы разжечь этот конфликт.
Увы, как предыдущее так и нынешнее руководство Армении делает все от него зависящее, чтобы между нашими народами царила атмосфера вражды. Достаточно вспомнить, что Роберт Кочарян, будучи президентом Армении озвучил тезис. О «генетической несовместимости азербайджанского и армянского народов», выбрав язык расизма и ненависти по отношению к соседям. Генеральный секретарь Совета Европы Вальтер Швиммер назвал это выступление разжиганием вражды и ненависти и подстрекательством к войне, а президент ПАСЕ Питер Шидер заявил, что с момента создания Совета Европы не сталкивался с термином "этническая несовместимость.
Как оказалось, достойным учеником Роберта Кочаряна в деле заучивания нацистских тезисов оказался нынешний глава армянского государства Серж Саргсян, который на встрече с журналистами армянской диаспоры заявил о генетических исследованиях, которые якобы фиксируют 8000-летнее существование Армении. Эти слова президента Армении указывают на построение истории Армении на лживых фактах. Но главное - это является претензиями на национальную исключительность по сравнению с другими соседними народами, в том числе азербайджанцами, которые были названы президентом Армении "тюрко-мусульманским кочевым племенем". По сути- это тот же кочаряновский тезис, но в саргсяновской интерпретации.
Увы, мы видим, что торжество этого тезиса уже находит свое воплощение в кинематографе. Как радостно сообщают армянские СМИ, начались съемки фильма под рабочим названием "Прерванная песня", повествующего о взаимоотношениях армянина и азербайджанца, волею обстоятельств оказавшихся в глубокой яме. В образах двух героев отразятся «запутанные взаимоотношения двух народов, испокон веков враждебных друг к другу». Продюсер картины Ашот Погосян говорит, что в фильме художественным образом показана истина: армяне и азербайджанцы этнически несовместимы. Официально указывается, что этот фильм снимается на финансовые средства группы московских армян в возрасте 21-30 лет, но учитывая то, что этот тезисы его продюсера буквально повторяет мировоззрение предыдущего и нынешнего президентов Армении, мы можем предположить, что именно руководство Армении стоит за идеей переноса своих расистских взглядов на широкие киноэкраны.
В истории такого рода прецеденты уже имели место. После прихода национал-социалистов к власти немецкий кинематограф стал составной частью программы «унификации» (Gleichschaltung) — подчинения всех сфер жизни идеологии национал-социализма. «Я хочу использовать кино как инструмент пропаганды», — говорил Геббельс, которому Гитлер поручил контроль над кинематографией на всех стадиях — от производства до проката. Аналогичных взглядов придерживается и руководство Армении, использующее кинематограф, как инструмент пропаганды национальной нетерпимости к соседним народам.
По большому счету, «Прерванная песня» - это армянский вариант документального пропагандистского фильма режиссёра Фрица Хиплера «Вечный жид», который был снят в Третьем рейхе по инициативе НСДАП и был призвана вызвать негативное отношение немецкого народа к евреям. Точно также, "Прерванная песня» должна вызвать негативное отношение армян к азербайджанцам, тиражируя нацистский кочаряно-саргсяновский тезис о «генетической несовместимости азербайджанцев и армян» и делая очередной шаг к тому, чтобы конфликты между соседями длились вечно.
Это – возврат к гитлеровскому фашизму и гебельсовской пропаганде на лад нынешнего руководства Армении. Кроме того, это – не только плевок в лицо истории, которая пестрит примерами многовекового мирного сосуществования наших народов, и не только игнорирование того факта, что и ныне, на территории третьих стран, создаются семейные пары азербайджанцев и армян, но и открытая реанимация мировоззрения, жертвами которого стали десятки миллионы людей в Европе.
Мы все помним, каким был конец отцов-основателей этого мировоззрения, оправдываться за действия которых Германии пришлось не один десяток лет.
Именно об этом, как мне кажется, стоит задуматься не только мировому сообществу, но и самим армянам, на глазах которых и происходит возрождение гитлеровского нацизма в новом обличии.
Акпер Гасанов