2010 - Год упущенных возможностей Армении
Конец года – это всегда время подведения его итогов и прогнозов на будущий год, который уже настойчиво стучится в двери.
Для государств же и их политиков декабрь – это еще и месяц своеобразного бухгалтерского подсчета дебета, кредита, положительного или отрицательного сальдо их деятельности за год прошедший.
Армении, а конкретнее, её политическому руководству, сей процесс, думается, не приносит особой радости. Ибо в 2010 году никаких заметных достижений, успехов и побед у армянской власти не было и в помине. Достаточно только вспомнить громкие дела о ее прямых связях с преступными группировками в США и России, которые ныне расследует полиция этих стран, и факты, прямо указывающие, что мафиозные нити тянутся к сидящему в центре уголовной паутины Сержу Саргсяну…
Впрочем, для описания всех прегрешений и преступлений «Карабахского клана», захватившего власть в Армении, пожалуй, нужно выпускать пухлые тома книг, полные обвинительных документов. Поэтому рассмотрим пока лишь один, но очень важный аспект упущенных властями Армении возможностей – нерешенность и в 2010 году проблемы Нагорного Карабаха. Естественно, в первую очередь бросается в глаза сам прискорбный факт – она так и не решена. Но у этого факта есть свои причины, корни, истоки. И объективно рассматривая их, следует прямо сказать, что вина за это ложится на власти Армении.
Хотя надежды на год 2010 были, и большие – ведь в 2009 году президенты Ильхам Алиев и Серж Саргсян многократно встречались между собой, а в начале года, в январе, прошла их очередная встреча в Сочи по инициативе президента России Дмитрия Медведева. Главным же итогом сочинской встречи трех президентов стало согласование преамбулы документа по урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта, внесшего в процесс немного конкретики, что было оценено как позитивная тенденция. Но уже и тогда в который раз мир убедился, что с армянскими властями нужно держать ухо востро – ибо министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян испортил весь позитив словами о том, что «несмотря на положительную динамику, в 2010 году не стоит ожидать прорыва на мирных переговорах».
Понятно, что с таким настроем много не сделаешь, и забегая несколько вперед, хочется сказать, что так оно и вышло. Да и как могло быть иначе, если перманентно наезжая из Еревана на оккупированные азербайджанские земли, Серж Саргсян постоянно говорил там, что возврат оккупированного армянскими силами Нагорного Карабаха в состав Азербайджана невозможен, и необходимо приложить максимум усилий, чтобы доказать состоятельность независимости Нагорного Карабаха? Чего стоит, например, фраза – «Наши действия заключаются в том, чтобы показать Азербайджану и всему миру, что обратной дороги нет». После нее и ежу становится понятно, что власти Армении не хотят мира с Азербайджаном.
Это показное равнодушие Саргсяна и Ко мы могли наблюдать на протяжении всего года, но сами не остались равнодушными. К сожалению, пока этого мало, чтобы побороть, например, чересчур благодушное настроение мира по отношению к конфликту между Азербайджаном и Арменией. Хотя, казалось бы, чего еще больше надо? Ведь Азербайджан официально в этом году в целом принял документ, предложенный на основе обновленных Мадридских принципов. Но замороженное «статус-кво» в регионе от этого не изменилось. А Азербайджану давно уже нужны не просто переговоры и встречи – которые тянутся уже почти 20 лет – а результат этих переговоров и встреч, контуры мирного соглашения. Их же 2010 год не принес.
А этот факт ставит под угрозу мир в регионе. Армянские власти всем своим поведением открыто показывают, что не хотят договариваться с Азербайджаном, демонстрируя, что нынешнее, весьма шаткое «статус-кво», их полностью устраивает. Естественно, в этой ситуации у Азербайджана не остается иного выбора, кроме как, параллельно с мирными переговорами, которые часто производят впечатление безнадежных, думать и о военном способе решения проблемы. Благо, возможности для этого у нас есть. Другое дело, что Саргсян и его клика в ответ на такой вариант не утруждают себя поисками нормального пути разрешения конфликта, а «харахорятся» и заявляют, что в случае войны дойдут чуть ли не до Баку! Это, наверное, уже диагноз…
Упущенным шансом для Армении стала в 2010 году и достаточно привычная оторванность ее от региональных проектов. Как это отражается на экономике страны – особо писать, думаю, нет необходимости, о ее крахе и так все известно.
Но если какие-то деньги худо-бедно еще удается выклянчить – благо машина попрошайничества у диаспоры и телемарафоны «в пользу бедных» работают в Армении на государственном уровне – то с человеческим потенциалом все куда как хуже. Люди уезжают, не видя перспектив, причем как из Нагорного Карабаха, так и из Армении. И самое плохое – теряется связь людей, ибо уходят представители поколений азербайджанцев и армян, которые помнят друг друга хорошими соседями. Тем более что в Армении усилиями Саргсяна растет поколение, которое воспитывают в полностью антиазербайджанском духе. И эта изолированность, внешняя и внутренняя ограниченность – логичный итог всего политического курса властей Армении.
Выигрывают ли они от него? Несомненно, в личном плане - да. «Карабахский клан» финансово обеспечен, живет в достатке, чего не скажешь об основной части армянского народа. Ибо народ Армении и в 2010 году проиграл – в первую очередь своей власти, которая держит его по рукам и ногам. В этой ситуации говорить о каких-то надеждах на год 2011 очень трудно.
Но мы все равно верим в лучшее, так как Азербайджан сможет решить эту проблему, так или иначе. Иного пути просто нет.
Только вот в каком состоянии окажется после решения конфликта Армения – вопрос сложный, так как поражения в новой войне, которое попросту неминуемо, армянская государственность, и без того трещащая по швам, явно не выдержит.
Тимур РЗАЕВ