Искра таланта Натальи Тагиевой - ОЧЕРК
У меня есть принцип: не расспрашивать, а тем более не писать о личной жизни тех, о ком рассказываю читателям.
Убеждена, что не только мне, но и остальным они интересны как личности, состоявшиеся в профессии, в общественной сфере, как граждане, чей опыт достоин и подражания, чьи заслуги достойны пристального внимания, всеобщей благодарности, уважения и любви.
Так было и с актрисой РДТ Натальей Тагиевой, которую много раз в театральном костюме и гриме видела на сцене в ролях разных героинь, восторгаясь ее мастерством и красотой, не замечая в ней ничего земного и прозаического. И когда весть о ее тяжелой болезни взволновала весь город, старалась внушить себе, что такое невозможно, отказываясь, как часто бывает, слушать то, во что никак не хочется верить. Зачем уподобляться любителям вникать в житейские подробности, влезать в чью-то душу, чтобы посплетничать с первым попавшимся, тем более о том, во что мне не хотелось верить…
Я сидела в библиотеке РДТ, где всегда открытая на помощь, доброжелательная, фанатически преданная театру Тамилла Алиханова подбирала архивные фотографии для моей очередной статьи, когда туда, словно дуновение свежего ветерка вошла Наталья Тагиева. Неожиданно для меня моложавая, в своем не по театральному уютном цветастом сарафане она показалась мне цветущей красавицей с озорными лучиками в огромных грустных глазах. Какая там болезнь – неправда это!
Она взяла свежие журналы, за которыми «забежала на минутку», а я, поймав себя на крамольной мысли о том, что лишь мельком писала о творчестве актрисы, торопливо обратилась к ней:
- А давайте встретимся, побеседуем!
Наташа застенчиво улыбнулась, и я, восприняв это как знак согласия, в который раз попросила Тамиллу ханум подобрать мне в своем богатом запаснике еще одну партию материалов – вырезки из старых газет, фотографии…
Тамила ханум, конечно же, кое-что нашла… Но очерк я так и не написала… не успела. Скоро после нашей встречи Наташа уехала на операцию, на которую ее собирали все миром, потом, едва восстановив силы, вернулась на работу, чтобы участвовать в сложнейшем по темпу и психологической нагрузке спектакле «Театр» по пьесе М.Фрейна, а потом… ее не стало.
Сегодня, когда РДТ исполняется 90 лет, театр и общественность азербайджанской столицы с особым трепетом вспоминает гражданские подвиги тех, кто волновал нас своим талантом и обаянием, кого нет с нами, я, как бы выполняя обещание, пытаюсь отдать долг священной памяти одной из лучших наших артисток, к которой жизнь оказалась жестокой… Хотя то, что пишу, будет похоже лишь на скупое жизнеописание, не согретое беседой с глазу на глаз, которая могла бы стать импровизацией, согретой живинкой, спонтанно родившимися вопросами и неординарными ответами, которые у каждого собеседника свои. Увы…
Родилась она в Гяндже. Отец и мама не имели никакого отношения к театру, но актерские способности дочери заметили сразу. Да и как было их не заметить, если застенчивая девочка то и дело кого-то изображала, разыгрывала сценки из жизни, потрясающе копировала телевизионных героев, меняясь до неузнаваемости.
А когда пришла в школьный драмкружок, играла так, что и дети, и педагоги не только до слез сочувствовали ее трагическим героиням, но так же, до слез хохотали над ее комическими персонажами…
- Из тебя выйдет выдающаяся артистка, - прочили Наташе все, кто видел ее выступления, в том числе и сражавшие наповал остроумные и уморительные пародии на всех без исключения, в том числе – на педагогов, завучей и даже директора школы.
При поддержке мамы Наташа все-таки убедила отца, и, окончив среднюю школу, с легким сердцем отправилась поступать на актерский факультет Азербайджанского государственного института культуры и искусств, где сразу же заметили способности талантливой студентки.
Серьезная школа на занятиях по актерскому мастерству в классе народной артистки Азербайджана Джаннет Селимовой и других педагогов позволила девушке получить путевку на престижную сцену РДТ. А там молодую выпускницу довольно-таки рано удостоили чести играть сложные роли в знаковых спектаклях текущего, в том числе и классического репертуара, особенно - импонировавших ее индивидуальности героинь великого А.Н.Островского.
В ее послужном списке уже были искренне, наотмашь исполненные персонажи всегда ярких в этом театре сказочных представлений, была с увлечением сыгранная Устинька в спектакле «Праздничный сон», когда в двадцать шесть лет молодая, практически начинающая актриса получила роль, о которой и помечтать не решаются многие служительницы театра. Ей поручили, скорее, доверили роль Настасьи Филипповны в спектакле «Идиот» по роману Ф.М.Достоевского, который и благодаря ее таланту пользовался настолько большим успехом, что много раз вместе с другими постановками становился участником активно практиковавшихся в те годы гастрольных туров РДТ по городам и республикам СССР.
Рассказывают, что во время гастролей в Ленинграде, где на спектакли гостей из регионов непременно ходят не только «рядовые» зрители, но и профессиональные театроведы, и где привезенный РДТ «Идиот» был тепло встречен и получил положительные оценки, Наталья, тогда еще носившая фамилию Багирова, несказанно удивила специалистов.
Когда на следующий день после представления «Идиота» день ставили спектакль «Закат» по И.Бабелю, где Багирова играла перезрелую дебелую девицу с бельмом на глазу, критики то и дело заглядывали в программки с указанием исполнителей «действующих лиц», не веря, что ее играет артистка, только вчера блиставшая в роли Настасьи Филипповны.
У сидевших в зале естественно возникал вопрос: что может быть общего между некрасивой Двойрой, которая никак не может выйти замуж и устраивает бесконечные истерики, и красавицей, смущавшей покой многих претендентов на ее благосклонность? А ведь таким образом они признавали поистине уникальную врожденную способность азербайджанской актрисы к перевоплощению…
В 90-е годы вынужденная привлекать публику в опустевший было зал с помощью пародий на злобу дня творческая группа РДТ подготовила много специальных программ, зацепивших зрителей, и Наталья Тагиева тратила много сил на то, чтобы обогащать эти представления особенно яркими номерами. Практически во всех из них она представала абсолютно непохожих не только на себя, но и друг на друга «типов». Тогда стали ее коронными масками узнаваемые и очень веселившие публику шаржированные персонажи - самодовольная режиссер-неудачница «Месьмя ханум»», не от мира сего деревенская красавица «Тоня из Тютюшей» и особенно полюбившийся публике челнок «Ахмедик» , в определенной степени ставшие знаковыми в создавшихся условиях.
Вряд ли можно было сочувствовать проблемам, рассказать о которых они выходили на сцену, но театр есть театр, и готовый обманываться зритель здесь часто наслаждается просто актерской игрой, которая сама по себе несет заряд положительных эмоций. Вот и Наталья Тагиева создавая своих героев – людей с типичными для времени характеристиками - уже своим обаянием, независимо от содержания почти клоунских реприз, вызывала гомерический хохот в зале, позволяя собиравшимся в нем бакинцам расслабиться в часы непростых в истории страны испытаний.
Талант, обаяние и профессионализм этой актрисы всегда руководили режиссерами при распределении ролей в новых спектаклях, и сегодня с болью в сердце вспоминаются колоритные личности, которых она играла в поставленных ими спектаклях – в «Шейх Санан» у Дж.Селимовой, «Театр» у А.Шаровского, «Дамы меняют кавалеров» («Кадриль») у Б.Лукинского, «Что угодно» у И.Тагизаде…
Многострадальная возлюбленная выдающегося восточного шейха и опытная театральная прима, своенравная деревенская домохозяйка и разодетая в парчу и бархат служанка герцогини в шекспировской комедии… И везде органичная, достоверная, искренняя и весьма обаятельная, независимо от тональности и стиля произведения в целом и конкретной роли. Это врожденный талант, это любовь к делу, которое сама выбрала на всю жизнь, и еще нечто необъяснимое словами и предназначенное зрителям в качестве неоценимого подарка.
Не потому ли Наташа никогда не боялась быть некрасивой, глупой, несуразной? Если того требовала убедительность, она становилась толстой неуклюжей уродиной и даже хромоножкой, чтобы исполняемому ею персонажу зрители верили до конца.
Как бы специально для Тагиевой написанным воспринимается материал пьесы В.Попова «Идеальная пара» на два действующих лица, рассчитанный на перевоплощение героини.
В течение двух-трех часов артистке приходится сыграть несколько абсолютно непохожих не только внешне, но по характеру, манерам и даже взглядам женщину. Стараясь официально оформить брак с любящим ее уже ни один год человеком, у которого, как говорится, не хватает пороха сделать решительный шаг, героиня поочередно предстает перед своим возлюбленным в качестве разных клиенток брачного агентства. То она – серьезный научный работник, то - раскрепощенная дама легкого поведения, то заморская иностранка особого менталитета, то восторженно-наивная розовощекая школьница - задача, прямо скажем, сколь непростая, столь и заманчивая для талантливого лицедея…
Еще в студенческие годы Наташе часто приходилось играть этюды и спектакли в паре с однокурсником, теперь уже народным артистом Азербайджана Мабудом Магеррамовым, да и потом сцена часто объединяла их в спектаклях, вырабатывая какое-то особое доверие друг к другу, даря общий, один на двоих успех у зрителей. Так вот «Идеальная пара» - спектакль на двоих, и все, что там происходит, Тагиева разыгрывает с партнером Мабудом Магеррамовым, но как?
Конечно, сегодня - увы - словами не сможешь передать ту яркую феерию, тот блеск увлеченности драматургическим материалом, внутренние ресурсы мастера, копившиеся годами во впечатлительной натуре, актрисы, упивавшейся поиском и самозабвенно делившейся находками с окружающими - сколько ни пытайся. Однако же, и памяти достаточно, чтобы оценить все то, что в отпущенное ей время сотворила на азербайджанской сцене заслуженная артистка Наталья Тагиева. Что успела подарить зрителям в Баку и многих городах России, где вместе с РДТ немало гастролировала как участник звездных постановок.
Добрая ей память и наша благодарность!
Галина МИКЕЛАДЗЕ