Серж Саргсян в роли Нерона, или Какой актер погибает!
Великий Уильям Шекспир писал : “Вся наша жизнь – игра, а люди в ней – актеры”. Мысль не только справедливая, но и доказавшая свою универсальность.
Подтверждением тому являются последние действия президента Армении Сержа Саргсяна, которому, самому или по подсказке, вздумалось скрыть срам экономического коллапса, в который скатывается возглавляемая им страна, под тогой «реформатора».
Игра поглотила вчерашнего слесаря. Оказалось, что приятно, черт побери, чувствовать себя не только кровавым подавителем протестных акций, но и реформатором, способным лишать должностей людей, которые еще вчера считались опорой, важным инструментом вертикали власти, своевременно относящим «наверх» немалую мзду.
К таковым относились министр экономики Нерсес Ерицян, министр юстиции Геворк Даниэлян и мэр Еревана Гагик Бегларян. На их места назначены новые лица. Но даже армянские СМИ в один голос заявляют, что существенных изменений от изменения имен занимающих эти посты, ждать не стоит. Слишком уж сильны традиции улучшения финансового благосостояния представителей армянской власти за счет процесса затягивания поясов рядовыми гражданами армянского государства, разрушить которые не сможет никакой руководитель этой страны.
Так что и нынешняя смена декораций служит лишь утолению страсти Сержа Саргсяна к актерскому мастерству вообще и к презентации его в роли «реформатора».
Вполне возможно, что скоро жители Армении увидят новые серии постановки, в которой в качестве жертв «реформатора» Сержа Саргсяна выступят новые лица.
Вот и пресс-секретарь правящей Республиканской партии Армении Эдуард Шармазанов не исключил новых отставок. В своей объяснительной речи , он также произнес весьма интересные, заранее отрепетированные слова, являющиеся частью роли этого мастера эпизода в постановке под названием «Серж- «реформатор»».
«Я могу сказать одно: логика сказанного президентом заключается в следующем - недобросовестным чиновникам в нашей стране не место, закон должен быть одинаковым для всех », - отчеканил Эдик Шармазанов.
Какой молодец! Браво! Бис! Одно только уточнение – считается ли добросовестным чиновником большой любитель демонстрировать фигуры из трех пальцев в свободное от рэкета и прочих криминальных шалостей время брат президента Армении Сашик Саргсян? А может добросовестным чиновником является министр обороны Армении Сейран Оганян, при котором коррупция и дедовщина в армянской армии стали ее брендом? Если нет, то мы смело можем заявить, что в постановке «Серж- «реформатор»» имеет место плагиат.
Он присутствует в том месте, где на сцену с коротким, но красочным монологом вышел Эдик Шармазанов, слова которого весьма напоминают цитату из оруэлловского «Скотного двора»: «Все животные равны, но некоторые равнее других».
В целом же, сама данная постановка выпячивает странное сходство между ее главным героем, президентом Армении Сержем Саргсяном, и еще одним большим любителем актерского мастерства – императором по имени Нерон.
Начнем с того, что Нерон принадлежал по рождению к плебейскому роду Домициев. То есть, он был представителем пришлого населения Древнего Рима, которое, первоначально не пользовалось политическими правами.
Серж Саргсян, будучи одним из армянских уроженцев Азербайджана, то есть пришлого для Армении населения, также происходит из плебейского, не пользовавшегося до поры- до времени никакими властными полномочиями в Армении, роду-племени. Но даже не это главное.
Как известно, на заре своего правления Нерон также пытался ограничить коррупцию, размах которой весьма негативно сказывался на простых жителях государства. То есть, Серж Саргсян идет по нероновскому пути. Логика главы армянского государства проста – то, что принесло Нерону большую популярность среди народа, вполне может принести популярность и ему, что весьма важно в разрезе предстоящих выборов в Армении.
Но как мы знаем, маска «реформатора» и «борца с коррупцией» быстро наскучила Нерону, который с каждым годом своего правления стал все больше отходить от управления страной, все больше и больше его интересы сосредотачивались на искусстве. Чем все это закончилось?
Тем, что в один прекрасный день Нерон вернулся в Рим, во дворец на Палатине. Охраны дворца не было. Он провел во дворце вечер, затем лег спать. Проснувшись около полуночи он отправил всем тем, кто обычно участвовал с ним во дворцовых оргиях, приглашения во дворец. Никто не откликнулся. Он пошел по комнатам дворца, но тот был пуст. Нерон искал солдата или гладиатора, чтобы тот мог заколоть его мечом. Во дворце были только рабы.
Вскричав «У меня нет ни друзей, ни врагов?», Нерон выскочил из дворца с мыслью броситься в Тибр. Но у него не хватило силы воли. Вернувшись во дворец, он нашел там своего вольноотпущенника, который посоветовал всеми покинутому императору отправиться на загородную виллу в 4 милях от города. В компании четверых преданных слуг Нерон добрался до виллы и приказал слугам выкопать для него могилу.
Вскоре прибыл курьер, сообщивший, что Сенат объявил Нерона врагом народа и намеревается предать его публичной казни. Нерон приготовился к самоубийству, но воля вновь оставила его. Повторяя раз за разом фразу «Какой великий артист погибает!», он стал упрашивать одного из слуг заколоть его кинжалом.
Вскоре послышался стук копыт. Поняв, что это едут его арестовывать, Нерон собрался, произнес строфу из «Илиады» «Коней, стремительно скачущих, топот мне слух поражает», и при помощи своего секретаря перерезал себе горло.
Какова мораль сего повествования? Она проста- лучше сосредоточиться на решении самой главной проблемы Армении, которой является урегулирование армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта, а не играть в Нерона, пуская пыль в глаза армянскому обществу и оттягивая справедливое и основанное на международном праве решение конфликта, лишь усугубляя экономические , демографические, морально-нравственные, внутриполитические проблемы этой страны.
Лучше проявить талант руководителя, думающего о своем народе, а не о своем кресле, Серж Азатович.
Что до роли «реформатора»... то на примере Нерона история уже показывала, что последствия чрезмерного увлечения актерской игрой могут быть весьма печальными.
Акпер Гасанов