Мехрибан Зеки: «Любому человеку хочется быть любимым, а актерам, прежде всего» | 1news.az | Новости
Бизнес

Мехрибан Зеки: «Любому человеку хочется быть любимым, а актерам, прежде всего»

16:36 - 18 / 02 / 2011
Мехрибан Зеки: «Любому человеку хочется быть любимым, а актерам, прежде всего»

Формула успеха заслуженной артистки Азербайджана Мехрибан Зеки.

Мехрибан Зеки — настоящий профессионал своего дела, талантливая женщина с сильным характером. Она фанат своего дела, которое требует большой ответственности, проявления личных качеств — твёрдого характера, самоотверженности, упорства, умения принимать решения в сложных ситуациях.

И хотя большинство таких людей производят суровое впечатление, на самом деле таковыми не являются…

- Мехрибан ханум, как бы Вы хотели, чтобы мы представили вас нашим читателям?

- Просто: Заслуженная артистка. Не отношу себя к какому-то конкретному театру. Я - «свободный художник».

Как актриса я сформировалась в театре «Йуг». Вагиф Ибрагимоглу - мой первый учитель, который вложил в меня все то, что я умею. Позже я пришла в театр «Ибрус». Сейчас получила приглашение в Национальный Академический театр. Надеюсь, буду задействована в хороших спектаклях с не менее хорошими режиссерами.

- Вам когда-нибудь говорили, что Вы производите впечатление женщины с характером?

- Если начистоту, то мне нередко приходится слышать об этом (улыбается). Отвечу так, я не бесхарактерная. Жесткость, конечно, присутствует, но иногда приходится проявлять мягкость, что правда не всегда удается…

- Как вы считаете, это врожденное или приобретенное качество характера?

- Мне кажется, что это заложено во мне природой.

Знаете, все зависит от нашей ментальности. Если ты позволяешь себе немного расслабиться, то окружающие воспринимают тебя бесхребетной, и потом приходится массу усилий прилагать, чтобы доказывать, кто ты и что ты. Поэтому иногда нужно проявлять жесткость.

В России, например, актеры свободно общаются на любые темы, в то время как наши вынуждены обдумывать каждое слово, чтобы никому ничего не привиделось. У нас если творческий человек раскрывает душу, рассказывает о личной жизни, то это воспринимается как что-то низменное. Поэтому я стараюсь огородить себя от всего этого.

Меня удручает отношение к нашим актерам. Я думаю, что это связано со средой обитания актера, где он живет и работает. Безусловно, все это влияет на моральные и социальные проявления и общества, и самого актера. У нас сложно быть актером или актрисой.

Народ воспринимает нас, как комиков. Я часто думаю об этом. Почему так происходит? Что касается традиций театрального посещения, то либо они утеряны, либо не были изначально заложены. Хотя я много слышала, что в 60-х годах походы в театр были неким событием, чем-то возвышенным…

- Ваше имя никак не совпадает с вашей натурой…

- Моя мама мне часто говорит, что я далеко не «мехрибан» (улыбается).

Бывает, приходится проявлять жесткость, а порой и снисходительность. Все зависит от ситуации.

Я всегда воспринимаю все с сопротивлением, чтобы не произошло в моей жизни. Самое интересное, что такое свойственно многим творческим и талантливым людям. Например: есть режиссер с определенными художественными задумками, есть актеры, которые исполняют любую поставленную задачу. У меня же так не получается. Я должна сначала пропустить все через себя, иначе это, в моем понимании, попугайство и, на мой взгляд, не интересно.

Начиная с советского времени, бытует мнение, что зритель всегда прав (клиент всегда прав). Я с этим не согласна. Если ты актер, то сцена, которую ты проживаешь в спектакле, играется не только тобой - актером, но и зрителем - непосредственным участником этого действия. Между залом и актером возникает энергетический контакт. И в отличие от кино, этот момент больше магический, так как в нем нет дубля. Ты прожил этот момент, и тебе его не переиграть. Вот таков магический ритуал.

- Какая из сыгранных вами ролей дорога вашему сердцу?

- Я рада, что мне не доводилось, и, надеюсь, меня минет эта участь - исполнять роль, которая мне не по душе. Я играла только те роли, которые были мне близки. На сыгранных произведениях я росла.

В театре «Йуг» мы ставили не просто спектакли, мы учились жизни. К сожалению, не у всех такое отношение к творчеству…

Я знаю немало актеров, которые не вникают в содержание всей пьесы, а просто зубрят текст. А ведь именно благодаря концепции произведения, можно вникнуть в характер и поведение своего героя. Меня так учили, и меня уже не «исправить». Именно из-за такой школы я по-другому отношусь к своей работе. Это концептуальное мышление, и работать как-то иначе я не могу.

Помню в 93-ем году в Ашхабаде проходил театральный фестиваль, где я сыграла моноспектакль «Хатун» - «Деде Горгуд». Тогда наша постановка настолько понравилась театральной конфедерации, хотя он не вошел в программу фестиваля, что нам присудили номинацию «за лучшую театральную работу».

В театре «Ибрус» я сыграла три спектакля: «Похожий на льва», «Ищу партнера для нечастых встреч» и «Последний поединок Бунина». Все роли разноплановые, каждая интересна по-своему. В моей жизни такой роли, как в «Последнем поединке Бунина», еще не было. Это что-то новое. Моим амплуа всегда были роли мистические, волевые, образы тюркских женщин. Все они оставили свой след в моем становлении.

Мне кажется, что человек не может до конца познать себя. В 20-30 лет мы думаем, что мы такие, какие есть. Многие дают вам характеристику по вашему поведению, которое проявляется чаще в экстремальных ситуациях. Человек потом поражается тому, что мог совершить какой-то поступок или что-то сказать.

Давать человеку какую-то определенную характеристику, думаю, неправильно. Как говорил мой учитель Вагиф муаллим, человеку можно дать характеристику тогда, когда уже написана дата его смерти. И тогда можно сказать, что этот человек был таким, и он поступал так, потому что для него уже других ситуаций в жизни больше не будет.

Пока я жива будут еще роли, которые станут моими учителями, изменят меня…

- Вы – актриса театра и кино. Где вам более комфортно?

- Люблю кино. Но я уже три года не снимаюсь. Жаль, что такое лицо уходит (улыбается).

По натуре я «сова», рано утром вставать всегда для меня сложно, но ради кино я готова была вставать и бежать на съемочную площадку спозаранку.

Киносъемки - это мучительный процесс. С того момента как ты выходишь из дому и до того момента как звучит слово «мотор», может пройти до пяти часов времени. Процесс занудный, но очень захватывающий. Я всегда думаю, почему кино так захватывает. Что это - мистика. Кино - монтаж мыслей.

Большое удовольствие доставляет смотреть кино не по ТВ, а на большом экране, где каждая деталь кажется масштабной. В театре своя мистика: то, что происходит - это сиюминутная энергетика - в отличие от кинофильма.

- Какой фильм произвел на вас впечатление?

- Первое впечатление, как первая любовь, запоминается надолго (улыбается).

Помню, мне было 7 лет, когда я в первый раз посмотрела фильмы «Насими» и «Зеркало» Тарковского. Я тогда была в шоке, настолько они произвели на меня большое впечатление.

Любимые фильмы, также как и книги со временем нужно обновлять. В юности мне очень нравилось произведение «Овод», и только позже я поняла почему. В каждом подростке, а смотрела я этот фильм именно в этом возрасте, есть революционное начало: все мы думали, что можем что-то изменить, боролись. С возрастом - это куда-то улетучивается. Сейчас хочется просто жить и получать удовольствие от всего. А для того, чтобы получать удовольствие от жизни, нужно уметь не злиться, подавлять агрессию, уметь любить.

- Получается ли подавлять в себе эти эмоции?

- К сожалению, хотим мы того или нет, но мы существуем в социуме, где происходит много того, что нам не подвластно. Контролировать свои эмоции в таких случаях - сложно.

В последние два года я веду более уединенный образ жизни. Не люблю ходить на какие-то мероприятия, даже чтобы просто отдохнуть. Самый большой мой выход в Свет – интернет, социальные сети (улыбается)...

Раньше я была немного другой. Мне было все интересно, я во все с удовольствием вникала. Любая новая информация приводит к ситуации, и ты живешь в ней: радуешься, злишься, а ведь эмоции в большей степени сами несут в себе агрессивное начало.

В юности я была очень агрессивной. И считаю, что агрессивность не плохо, если ты ничего не крушишь. Агрессивные чувства наоборот движут человеком. В зрелом возрасте быть агрессивной неуместно, человек должен с годами становиться мудрее, давать положительный заряд молодежи.

Не люблю женщин, которые агрессивны и недовольны жизнью. Не хочу быть такой (улыбается).

- Чтобы Вы хотели изменить в своей жизни?

- Очень хотелось бы больше общаться с молодежью. Новое поколение само по себе приносит новое мировоззрение. Молодежь другая, с другим мышлением. Можно многому поучиться у нее.

А учиться надо всегда, не только ради красивого словца. Я всегда восхищалась Вагиф муаллимом, который любил общаться с молодежью. И теперь я понимаю, что он был абсолютно прав (улыбается).

- Если бы обстоятельства не сложились, так как сложились, и Вы не стали бы актрисой, какой путь вы выбрали бы? Думали об этом?

- Наверное, стала бы либо писателем, либо психологом, но второй вариант мне ближе. В любом случае наша профессия позволяет изучать человеческую натуру, модели поведения…

- Что вам дает актерская деятельность в плане личностного роста?

- Отвечу честно, любому человеку хочется быть любимым, а актерам, прежде всего.

Помню, когда я сыграла в спектакле «Хатун» в театре «Йуг», после которого два журналиста искали меня. Я проходила мимо и откликнулась, но они не поверили, что я – это Мехрибан Зеки (улыбается). Я по жизни маленькая, невзрачная, на первый взгляд не привлекающая внимания молодая особа, но на сцене я чувствовала себя самой красивой, умной. Я ощущала себя самодостаточным человеком. Люблю каждый раз переживать эти чувства.

- Какую роль Вы хотели бы исполнить?

- В свое время хотела сыграть Антигону. Меня никогда не привлекали ни образы Дездемоны, ни Джульетты. Это не мои героини.

Сейчас мы репетируем новый спектакль в театре «Ибрус» - «Он и они». Пьесу написал Рустам Ибрагимбеков, в которой задействованы четыре актера – Фахраддин Манафов, Юра Балиев, Мелек Аббасзаде и я.

Что касается планов, хочу изучить итальянский язык и объездить весь мир (улыбается).

- У творческих людей, говорят, нет дружбы, виной тому постоянная конкуренция. Что вы думаете об этом?

- В этом плане мне очень повезло. Вокруг меня всегда были самодостаточные люди, которые занимались только творчеством, и мы не думали о том, кто и с кем будет конкурировать. Изначально в театре «Йуг» нас настолько загружали, что не оставалось времени думать о чем-то постороннем. Сейчас я работаю с прекрасными людьми. Никто из них никогда ничего лишнего себе не позволит. Любим ездить на гастроли всем коллективом, нам очень интересно работать.

Но по жизни - я «волк одиночка». Никогда не любила петь в хоре или танцевать в ансамбле. Не любила делать то, что делают все. Не люблю растворяться в толпе. Плох тот человек, который не хочет быть индивидуальностью (улыбается).

- У вас есть семья, дети?

- Невозможно, чтобы все были похожи друг на друга. Если я женщина, то не обязательно должна быть замужем, иметь детей…

Но у меня ощущение, что все еще впереди, и это не зависит от возраста. Человек живет в ожидании…

- Какие книги читаете?

- Сейчас в основном читаю пьесы. Нравятся эпические жанры и такие же фильмы.

- Вы всегда добиваетесь поставленной цели, уверено идете по жизни…

- Порой я думаю над тем, чем живет человек. Стимул жизни – это далеко не собственная семья, дети – это личное самодостижение. Люди, которые этого не смогли достичь, перестают жить? Человек приходит один в этот мир и также в одиночестве уходит.

- Резюмируя нашу беседу: в чем формула успеха Мехрибан Зеки?

- Не считаю, что добилась в своей жизни большого успеха. И дело тут не в наградах, которые получают артисты. Когда в кино или театре я сыграю роль, которая произведет резонанс, вот тогда я скажу, что добилась успеха…

Р. Ашрафли

Фото: Т. Бабаев

Поделиться:
14261

Последние новости

Рассмотрены вопросы сотрудничества азербайджанских и российских парламентариев в международных организацияхСегодня, 19:15Глава ВОЗ госпитализированСегодня, 19:00В цепной аварии на севере Азербайджана погиб ребенок, есть пострадавший - ФОТОСегодня, 18:45Лейла Алиева в рамках COP29 приняла участие в панельных дискуссиях, посвященных защите редких животных - ФОТОСегодня, 18:30Создан Союз ассоциаций международных автоперевозчиков ОТГСегодня, 18:15Как азербайджанские и мировые СМИ освещают COP29 в Баку – ФОТОРЕПОРТАЖСегодня, 17:45Хакан Фидан: Мир на Южном Кавказе сегодня ближе, чем когда-либоСегодня, 17:33Мухтар Бабаев: Инновационные стратегии увеличивают финансирование и инвестицииСегодня, 17:30В Азербайджане будет повышен минимальный размер алиментовСегодня, 17:22Воздушная тревога объявлена на всей территории УкраиныСегодня, 17:20Упразднены Госцентр перевода и Центр мониторинга при Госкомиссии по языкуСегодня, 17:14Бербок заявила о сложных переговорах на COP29Сегодня, 17:07Состоялась встреча с президентом компании «PowerChina Resources Ltd.» - ФОТОСегодня, 16:53В поселке Говсан пресечена незаконная стройка – ВИДЕОСегодня, 16:49ОАЭ призывают создать действенные системы раннего предупреждения по климатуСегодня, 16:44Анналена Бербок: Европа, в том числе и Германия, активно работает на COP29 для достижения успехаСегодня, 16:42Джейхун Байрамов обсудил с египетским коллегой двусторонние и многосторонние отношенияСегодня, 16:32Названы азербайджанские номинанты на турецкую премию Altın Kelebek - ФОТОСегодня, 16:28МУС выдал ордер на арест НетаньяхуСегодня, 16:14Захарова разъяснила ситуацию с телефонным звонком во время брифинга - ВИДЕОСегодня, 16:12
Все новости

1news TV