Политическое поле Армении: туман рассеивается
Острая внутриполитическая ситуация, сложившаяся в Армении, берет свое начало с неразрешенного политического кризиса 2008 года и ввиду ухудшающейся социально-экономической обстановки имеет тендецию развития в сторону дальнейшего обострения.
Политическая стабильность в Армении нарушилась после президентских выборов и, судя по всему, такое положение будет продолжаться долго.
Особенностью политической ситуации является то, что основные игроки политического поля, то есть – Серж Саргсян, Левон Тер-Петросян и Роберт Кочарян хотя и имеют свой определенный электорат, но все же пытаются заручиться поддержкой внешних сил, имеющих свои геополитические интересы в регионе.
Сейчас Запад заинтересован в сохранении сильной оппозиции в лице АНК Сержу Саргсяну для того, чтобы иметь рычаги давления на власть. Очевидно, что в случае прихода к власти АНК не будет видеть перед собой сколько-нибудь организованную и сильную оппозицию, что означает одно – АНК не будет подконтрольна. Все это повышает шансы Сержа Саргсяна на удержание власти. При таком раскладе АНК уготована роль сильной парламентской оппозиции при очередном президентстве Сержа Саргсяна.
Сопоставляя вышеуказанное с фактом принятия Арменией Мадридских принципов урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта, можно предположить, что в обмен на принятие плана Минской группы, скорее всего, Сержу Саргсяну не будут особо мешать вторично избраться на президенсткий пост.
Оппозиция же в лице АНК в целом поддерживает внешнеполитический курс третьего президента, так как тренды внешнеполитического курса Сержа Саргсяна повторяют предложения Левона Тер-Петросяна периода 1997-1998 гг.
С другой стороны, блокирующая оппозиционная сила в парламенте может в любой момент понадобиться нынешнему президенту для торможения переговорного процесса.
Стратегические задачи и тактика АНК
За последние полгода АНК взял на вооружение стратегию, направленную на подавление любой альтернативной оппозиции с целью поставить внешних акторов перед фактом своей безальтернативности. В результате действий Тер-Петросяна в Армении оппозиция существенно ослабилась.
Анализ действий АНК на данном этапе свидетельствует о том, что Конгресс действует согласно следующей тактике – если нет сильной внешней поддержки, а внутренних сил недостаточно, довольствуясь тактическим успехом, пойти на переговоры с властями на предмет получения статуса парламентской оппозиции. Стратегически Л.Тер-Петросян рассчитывает на то, что при обострении ситуации недовольный электорат, выбирая между Сержем Саргсяном и Левоном Тер-Петросяном, не имея альтернативы, все равно проголосует и будет бороться за АНК.
С другой стороны, при уменьшении внешней поддержки Армянский Национальный Конгресс может занять непримиримую националистическую позицию в вопросе решения карабахской проблемы и тем самым нарушить баланс сил.
Хотя накануне митинга АНК 31 мая власти пошли на уступки, на пресс-конференции, состоявшейся 27 мая, пресс-секретарь АНК Армен Мусинян заявил, что «с выполнением этих трех требований политический кризис в Армении не завершился.
Один только факт, что выборы были фальсифицированы и сформировалась нелегитимная власть, уже привел к длительному кризису» и в очередной раз подчеркнул необходимость проведения внеочередных выборов.
До амнистии, объявленной влатями, в среде армянских экспертов было распространенное мнение о наличии некой сделки между Конгрессом и властью, в том числе по части освобождения политзаключенных. Не стоит забывать, что во время последнего митинга АНК часть участников потребовала у руководства движения начать сидячую акцию на площади Свободы, но потом их убедили воздержаться от этого шага, пока власть не выполнит их требования.
До объявления амнистии Левон Тер-Петросян посетил в тюрьме Никола Пашиняна и Сасуна Микаеляна. Многие тогда предположили, что Серж Саргсян потребовал от них неких гарантий.
Что это за гарантии, пока неизвестно, и можно строить только предположения. Очевидно, что и Никол Пашинян и Сасун Микаелян могут своей харизмой и энергией придать движению новый импульс и силу, перед которой сложно будет устоять. Скорее всего, С.Саргсян потребовал гарантий не радикализировать протестный электорат.
В этом смысле 31 мая мог бы действительно стать решающим для АНК днем. С одной стороны, власть выполняет требования, и причин для радикальных действий вроде бы нет. С другой же строны, остановиться на достигнутом, значит признать, что действительно оппозиция пошла на сговор с властями.
Что показал митинг 31 мая?
Выступая на митинге Армянского национального конгресса, первый президент Армении Левон Тер-Петросян отметил, что сегодняшняя победа была достигнута не путем сделки, секретных договоренностей или внешнего вмешательства, а посредством своеобразного диалога между властью и обществом, от имени которого выступал Армянский Национальный Конгресс. АНК выдвинул публичные требования, власть так же публично ответила на них конкретными шагами.
Второй фактор, вынудивший власть сделать шаг навстречу обществу, связан с карабахской проблемой. Очевидно, что карабахская проблема, благодаря по большей части усилиям России, близится к развязке, а с другой стороны, в случае провала процесса становится осязаемой угроза возобновления войны со стороны Азербайджана. Власть понимает, что при нынешнем вотуме доверия со стороны общества она не способна пойти на решение конфликта и победу в войне. И она вынуждена пойти на уступки.
Он отметил, что карабахская проблема останется важнейшим фактором, влияющим на внутриполитическую жизнь в Армении, и не только для власти, но и оппозиции. Полагаю, что сейчас Серж Саргсян озабочен не столько сохранением статус-кво, сколько тем, чтобы не отстать от процессов, сказал Левон Тер-Петросян.
При этом он отметил, что при любых внутриполитических развитиях в Армении по карабахскому вопросу позиции политических сил будут монолитны.
Левон Тер-Петросян, комментируя мнения о необходимости перейти к бессрочным акциям и решить вопрос власти, отметил, что Конгресс не играет в азартные игры и не идет на шаги, результаты которых не просчитаны. Общество пока не дошло до кондиции для смены власти, сказал Левон Тер-Петросян. Кроме того, тому, кто требует революции у других, следует самому ее совершить.
Стоит ли ждать внеочередных выборов?
Таким образом, анализ складывающейся ситуации показывает, что несмотря на заверения оппозиции продолжить борьбу до победного конца, внеочередных выборов в Армении не предвидится. В июне с.г. нынешний посол США в Армении Мари Йованович, которую считали режиссером цветных политических постановок, завершив свою миссию, покидает Армению. Вместе с тем четких оценок ситуации из США все еще нет.
Однако есть заявление содокладчиков ПАСЕ по Армении Джона Прескотта (Великобритания) и Алекса Фишера (Германия) в котором они, приветствуя решение парламента Армении об амнистии, отметили, что по итогам амнистии будут освобождены лица, осужденные в связи с событиями 1 марта 2008 года.
Содокладчиков воодушевили заявления Левона Тер-Петросяна о готовности своего движения к диалогу.
Этот подход конструктивен как в смысле демократического развития страны, так и прав человека, и мы надеемся, что в 2012 году он будет закреплен демократическими выборами.
Так, несмотря на то, что очередной митинг назначен на июнь, скорее всего, все политические процессы лета и всей осени пройдут на фоне заявленного диалога АНК с властями. А там и до выборов останется каких-то три-четыре месяца. Какой смысл растрачивать энергию на внеочередные выборы, если можно подготовиться к бою с властями, имеющими помимо всего прочего и административный ресурс?
Сейчас сложно предугадать расклад сил в будущем составе Национального Собрания. Зависимо от хода и результатов диалога, если АНК добьется проведения мало-мальски честных выборов, у Конгресса есть все шансы для того, чтобы завоевать большинство мест в парламенте. Для того, чтобы иметь в парламетне радикально националистически настроеное меньшинство, могут подарить несколько мест Дашнакцутюн, которое имеет разветвленную структуру за рубежом и пользуется поддержкой определеной части диаспоры.
Кочарян вне игры?
При анализе политической ситуации в Армении необходимо учитывать фактор Роберта Кочаряна, которого в силу последних событий (распоряжение Сержа Саргсяна расследовать события 1 марта 2008 года), сулящих ему как минимум уход из большой политики, а как максимум и тюремные нары, вынудили предпринять ряд мер, дающих основание полагать, что он сыграет свою роль на политическом поле и скажет свое веское слово.
Тон высказываний на последних пресс-конференциях Роберта Кочаряна дает основание утверждать, что Кочарян не доволен действиями С. Саргсяна. То есть Серж Саргсян нарушил какую-то договоренность, которую они заключили перед передачей власти. После каждого выступления Кочаряна Саргсян вынужден преодолевать сомнения и подозрения, которые возникают по поводу влияния Кочаряна не только в общественных кругаx, но и в системе власти.
Договоренность может касаться, начиная с бизнес-квот и заканчивая конкретными рычагами власти. Выглядит неубедительно и утверждения, что противоречия между Саргсяном и Кочаряном - часть хорошо спланированного спектакля, как это утверждают некоторые аналитики в Армении.
Их аргументы построены в основном на том, что оба политика из одного и того же региона и их связывает крепкая боевая дружба и созданные после 1998 года коррупционные схемы. Более того, они ориентированы на один и тот же геополитический центр (http://www.1in.am/rus/armenia_analysis_2898.html).
Однако, на наш взгляд не все так просто. Запад все же играет немалую роль в политической ситуации, сложившейся в Армении, и Серж Саргсян, будучи главой государства, вынужден считаться с этим.
Очевидно, Запад начал предъявлять более конкретные требования к властям Армении по поводу демократизации. В этом случае у Кочаряна есть повод для беспокойства. Что же касается гарантий благосостояния, данных Сержем Саргсяном, то, видимо, у последнего не хватает ни внутреннего, ни внешнего ресурса для их обеспечения. Все это вынуждает Кочаряна пересмотреть договоренность с Сержем Саргсяном о том, что он не будет мешать ему встать у руля власти во второй раз.
Так, даже после подписания 17 февраля тремя партиями (Республиканской, «Баргавач Айастан» («Процветающая Армения») и «Оринац еркир» («Страна закона») нового коалиционного меморандума игнорировать потенциал Роберта Кочаряна было бы непростительной ошибкой для властей и оппозиции Армении. В качестве довода, что Кочарян не сможет влиять на внутириполитическую ситуацию страны, приводится аргумент, дескать, политический проект Р.Кочаряна, партия «Процветающая Армения», имеющая вторую по численности фракцию в Национальном Собрании (НС), была вынуждена подписать этот меморандум на условиях РПА и Сержа Саргсяна.
Это стало свидетельством того, что президент прекратил поддержку «Процветающей Армении» и ее лидера, олигарха Гагика Царукяна и опредил ей роль второстепенной провластной структуры. Как бы то ни было, после подписания меморандума влияние Р. Кочаряна на «Процветающую Армению» должно было быть сведено к минимуму. Однако не стоит забывать, что у Р. Кочаряна остается солидный ресурсный потенциал и реальные возможности влияния на ситуацию в Армении.
Сравнительный анализ активов второго и нынешнего президента дает основание утверждать, они вполне сопоставимы. За время президентства Р. Кочаряна в стране сформировалась устойчивая система коррумпированных механизмов, посредством которых как нынешний, так и предыдущий президенты собрали миллиардные состояния. С точки зрения доступа к административному ресурсу возможности С.Саргсяна и Р.Кочаряна также уравновешивают друг друга, но, пожалуй, с перевесом в пользу действующего главы государства.
В плане информационной поддержки ситуация складывается в пользу Сержа Саргсяна. Так, он через своих людей имеет влияние на «Общественное ТВ», телекомпании «Армения»2, «АрменАкоб», «Ай ТВ», а также значительное количество радиостанций, интернет-ресурсов и принт-медиа. В то же время Кочарян имеет выходы на телекомпании «Н2» (транслирует свои программы на всю страну), «Шант», «Кентрон» и дашнакский канал «Еркир».
Если оценивать внешний ресурс, то здесь ситуация складывается в пользу Р.Кочаряна. Так, даже не имея государственного поста, Р. Кочарян удостаивается аудиенции В.Путина. В мае в армянской прессе со ссылкой на официального представителя Роберта Кочаряна было распространено сообщение о недавней (без указания конкретного времени) встрече второго президента с премьером России. Правда, за этим сообщением из Москвы последовало заявление о том, что никакой встречи не было.
Помимо этого, к Р.Кочаряну проявляют интерес и в иранском руководстве. В печати раз за разом появляются сообщения о встрече Роберта Кочаряна с тем или иным официальным представителем Тегерана, в том числе и с Ахмединежадом.
Что касается Запада, то здесь у Р. Кочаряна есть серьезные проблемы, усугубившиеся после событий 1 марта 2008 года. С. Саргсяна же на Западе рассматривают как более сговорчивого и удобного партнера, чем Р.Кочаряна. И хотя в последнее время у нынешнего армянского президента наметились некоторые напряженности в отношениях с Брюсселем и Вашингтоном в связи с невыполнением им части взятых на себя обязательств, удовлетворив требования АНК, он все же добился западной поддержки .
Следует отметить, что с усилением позиций АНК в Национальном Собрании Р.Кочарян растеряет большую часть своего внутреннего ресурса. Таким образом, есть все основания полагать, что Р.Кочарян в лучшем для себя случае останется второстепеным игроком на политическом поле страны.
В то же время необходимо указать, что несмотря на наличие политических, административных, финансовых, информационных и внешних ресурсов, Р. Кочарян и С.Саргсян не обладают соответствующим уровнем поддержки общества Армении. Этот фактор не может не учитываться при оценке их потенциала и возможностей влиять на ситуацию в стране.
Подводя итог анализу общественно-политической обстановки в Армении, одно можно сказать с уверенностью – чем ближе выборы, тем явственней сквозь плену тумана неизвестности просвечиваются контуры будущей Армении, которая через год станет совершенно другой. Политические силы в Армении трансформируются из националистически-романтических движений в прагматические партии, которые ощущают безысходность нынешнего состояния дел. Игра в демократию Сержа Саргсяна носит тактический характер и направлена исключительно на нивелирование роли Роберта Кочаряна в политической жизни страны и возможность для переизбрания во второй раз.
Политическая действительность Армении и перспективы развития страны в нынешних геополитических и геоэкономических условиях демонстрируют, что выполняя тактические шаги псевдодемократического характера, невозможно добиться эффективного разрешения хотя бы одной жизненно важной проблемы Армении. Среди таковых: выход из траспортной блокады, отсутствие свободного доступа к энергетическим потокам, высокий уровень уязвимости экономики, зависимость от зарубежных трансфертов, понижающаяся инвестиционная привлекательность, увеличивающийся государственный долг, демографический кризис и т.д.
Неэффективная политическая система, которая зиждется на политических группах, искусственно всаженных в политическое поле Армении, не дает результата. В Армении нет естественного отбора в процессе регенерации политических акторов, и поэтому на авансцене фигурируют такие отголоски прошлого, как не набирающая последние 15 лет и пяти процентов по пропорциональным спискам Дашнакцутюн, партия одного олигарха «Процветающая Армения» или же группа антагонистов - либералов и националистов в лице партии «Наследие».
Попытка реорганизовать данную систему под нынешнего президента может дорого стоить автору замысла, так как привыкшие к правилам игры чиновники второго уровня могут усомниться в своем будущем благосостоянии. Очевидно, что политические бонусы, которые на сегодня скопились у Левона Тер-Петросяна, являются последними подарками нынешнего президента. Уступать более Серж Саргсян не будет, красная линия уступок достигнута.
Гюндуз Шабанов,
Ведущий научный сотрудник Центра Стратегических Исследований при Президенте Азербайджанской Республики