Присоединение к неприсоединившимся: Новая роль в мировой политике
Мы стали полноправным членом Движения неприсоединения — организации, представлявшей, по сути, третий полюс в годы «холодной войны» и противостояния между двумя супердержавами.
Что это дает нашей стране? Так ли необходимо нам было вступать в блок, который почему-то по старой памяти называют нейтральным?
Это те самые вопросы, которые интересуют не только политиков, но и многочисленных аналитиков в нашей стране. Напомню, что Движение официально создано 25 государствами на Белградской конференции в сентябре 1961 года и объединяет 118 государств мира на принципах неучастия в военных блоках. Под ними на момент основания организации подразумевались, прежде всего, НАТО и страны Варшавского договора, а также Багдадский пакт, СЕАТО, АНЗЮС и другие. Из всех вышеупомянутых сохранился только НАТО.
Хочу напомнить и о другом. В блок входят такие государства как Китай, Индия, Индонезия, Египет, Бразилия, Хорватия, Сербия, Пакистан, Украина и другие страны, не только представлющие различные регионы мира, но и пользующиеся значительным авторитетом. Более того, статус наблюдателя имеют такие международные организации, как ООН, Африканский союз, Лига арабских государств, организация Исламская конференция
Движение действительно играло роль своего рода амортизатора в ряде напряженных ситуаций, возникавших в различных регионах. Основную цель его участники тогда видели в совместном обеспечении собственной независимости и отказе от участия в военно-политических блоках во имя сохранения мира на планете.
И на Западе, и в Советском Союзе были вынуждены считаться с ДН, тем более что от его позиции в международных организациях, в том числе и в ООН, зависело, в чью пользу будет принято то или иное решение. Надо признать, что неприсоединившиеся страны чаще всего были солидарны с СССР и его союзниками.
Многие страны этой организации в то время тяготели к СССР и были связаны с ним политическими и финансовыми нитями. Но все это Советскому Союзу не помогло. Он развалился, как карточный домик, и ему не могли помочь ни страны Варшавского договора, ни военные структуры его стратегических партнеров, ни, тем более, Движение неприсоединения. Распад Советского Союза и мировой системы социализма поставил ДН в сложную ситуацию: биполярный мир исчез, и возможность маневрирования и выбора между двумя полюсами силы тоже.
Хочу заметить и другое. Движение неприсоединения в последующие годы прошло серьезную трансформацию, нацелив свои задачи на борьбу с новыми вызовами тысячелетия. Среди них не последнее место занимают борьба с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Главное место в документах ДН сегодня занимают вопросы борьбы с бедностью, нелегальной миграцией, расизмом, национализмом, любыми формами терроризма.
И это естественно. Та же Сербия, входящая в Движение, — это уже не Союзная Югославия. Изменили свои внешнеполитические приоритеты такие страны, как Индия, Китай, Индонезия, Египет, тяготевшие некогда к Советскому Союзу.
Важно и другое. Движение неприсоединения — это не союз, имеющий единый центр политического влияния, связанный серьзными обязательствами, с единым пространством или общей валютой.
Движение — это организация, объединяющая в себе страны самых разных регионов, провозгласивших свои собственные внешнеполитические принципы. Не следует забывать и о том, что странам Движения принадлежат 86% мировых запасов нефти и 44% лесов планеты. Немаловажно и то обстоятельство, что здесь проживает 51% населения планеты.
Азербайджанское государство проводит многовекторную сбалансированную внешнюю политику. И это тот курс, который помогает нам поддерживать дружеские, партнерские отношения со многими государствами планеты, не изменяя, а наоборот, укрепляя и усиливая свои собственные национальные интересы. Что означает для Азербайджана присоединение?
Хочу напомнить, что состав Движения — это более половины стран — членов ООН. Именно эти страны в большинстве своем проголосовали за резолюции Генассамблеи ООН, поддержавшие территориальную целостность нашей страны и осуждающие армянскую агрессию.
Кстати, у организации есть пять принципов, которые полностью отвечают интересам Азербайджана: взаимное уважение к территориальной целостности и суверенитету друг друга; неприменение агрессии; невмешательство во внутренние дела; равенство и взаимная выгода; жизнь в мирных условиях.
Хотелось бы напомнить и о другом. Азербайджан твердо намерен добиваться статуса непостоянного члена Совбеза ООН на 2012—2013 год. На мой взгляд, вступление в Движение неприсоединения — это удачный дипломатический шаг Азербайджана на пути к этому важному этапу.
Решатся ли все наши вопросы вступлением в упомянутое Движение? Думаю, что подобного рода наивные вопросы перед азербайджанской дипломатией не стоят.
Уверен, что Азербайджан, вступая в еще одну международную структуру, позиционируя себя в качестве ключевого игрока в регионе, делает серьезный шаг на пути к укреплению суверенитета, усиливает влияние и роль в мировой политике, повышает авторитет нашей страны на международной арене.
Фикрет САДЫХОВ,
политолог, профессор Западного университета
Специально для «Бакинского рабочего»