Армянский «барон Мюнхгаузен» о том, как вытащить страну за волосы из болота
Не знаю точно, смотрел ли бывший министр иностранных дел Армении, ныне председатель совета фонда «Сивилитас» Вардан Осканян культовый советский кинофильм «Тот самый Мюнхгаузен», но некоторые его последние высказывания — фактически полное цитирование фраз из данной кинокартины.
«Фрау Марта, у нас беда: барон воскрес! Будут неприятности!» — кричал слуга барона в кинокартине. Это я к тому, что молчавший довольно долгое время после своей отставки экс-глава МИД Армении с недавних пор решил «воскреснуть».
С тех пор как В.Осканян принял это решение, с его уст слетают крайне неприятные для действующей армянской власти прогнозы и заявления, пророчества уже имеющихся и будущих бед данного государства.
К примеру, в марте он высказал мнение, что события в Египте, Тунисе и Ливии должны стать звонком для армянской власти, потому что в Армении так же, как и в арабских странах, есть политическая монополия, бедность, коррупция, безработица.
Повторюсь, это сказал не сапожник из обувной мастерской, а человек, прекрасно знакомый с тем, как устроена армянская власть, каково истинное положение в Армении. Затем он раскритиковал действия официального Еревана по вопросу армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта, за что на него были спущены провластные СМИ этой страны.
Но нашего «героя», который, видимо, решил доказать, что он, как и барон Мюнхгаузен, славен не тем, что летал или не летал на ядре, а тем, что никогда не врет, подобный «наезд» не смутил. Он сообщил армянской общественности, что Армения все еще не вышла из экономического кризиса, более того, привел четыре причины случившегося.
Первая: в 2008—2009 годах правительство этой страны не сумело оценить всю серьезность мирового экономического кризиса для Армении.
Вторая: после того как оно поняло, что последствия кризиса в Армении неизбежны, не сумело разработать и реализовать надлежащую политику.
Третья: огромные финансовые средства, привлеченные спешно, в режиме цейтнота были использованы неверно.
Четвертая: правительство не нашло в себе смелости реализовать структурные изменения, которые были крайне необходимы.
Одним словом, он практически открыто назвал нынешнюю армянскую власть сборищем безграмотных, некомпетентных, трусливых и блюдущих только свои шкурные интересы людей. Это в условиях тотального преследования инакомыслия в Армении почти тот самый подвиг, который значился в распорядке дня барона Мюнхгаузена.
Прошло совсем немного времени, и вот В.Осканян делает новое заявление. На сей раз он вновь констатирует, что ситуация в Армении сегодня достаточно тяжелая.
«В Армении, похоже, преобладает то умонастроение, что страна может выйти из этой ситуации лишь после решения карабахского вопроса благодаря нормализации армяно-турецких отношений», — сказал В.Осканян.
Если это так, то уже имеет место быть провал политики официального Еревана, который всячески пытался разделить процессы урегулирования армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта и нормализации турецко-армянских взаимоотношений и убедить собственных граждан в том, что иначе и быть не может. Народ не поверил. И это, говоря цитатой из кинофильма «Тот самый Мюнхгаузен», больше, чем факт — так и есть на самом деле.
А теперь, я позволю себе привести несколько цифр, которые дадут наглядное подтверждение тому, сколь тяжела ситуация в Армении. Согласно данным официальной статистики, внешний государственный долг Армении на конец I квартала текущего года составил более $3382,6 млн и увеличился по сравнению с аналогичной датой прошлого года на $402,2 млн, или же на 13,5%. Кроме того, инфляция в Армении значительно превосходит процесс роста заработной платы населения, что в итоге приводит его к еще большему обнищанию. И этот процесс затрагивает все слои армянского населения, кроме, естественно, представителей власти этой страны.
«В Армении с конца 2010 года наблюдается снижение уровня жизни, особенно это касается пожилых людей и молодежи. Падение уровня жизни наиболее сильно отражается на пожилых людях — 70%», — заявила Нина Хачатрян, вице-председатель общественной организации «Аракс», которая действует в городах Гюмри, Артик и Маралик Ширакской области Армении.
Ее слова подтверждают и высказывания медсестры гюмрийского интерната «Дом престарелых» Анаит Садоят, по словам которой, не проходит и дня, чтобы туда не обращались пожилые люди с просьбой принять их.
Она же добавила, что наряду с людьми почтенного возраста к ним также обращаются люди, не достигшие 50 лет, мол, просим, возьмите нас, хотим у вас жить. Дошло до того, что люди пешком проходят несколько остановок, чтобы съесть тарелку похлебки в благотворительных столовых. Таковы реалии жизни армянских пожилых людей.
И тут уместно заметить, что Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН) опубликовала доклад первой Дорожной карты по актуализации проблем старения в Армении. В организации отмечают, что 11% жителей Армении перешагнули порог 65 лет, и при этом к 2030 году данный показатель вырастет до 18%.
Процент пожилых людей в Армении стремительно растет и постепенно догоняет такие страны, как Германия (20%) и Франция (17%). Существенным фактором, ускорившим рост доли пожилого населения, является массовая эмиграция молодых людей. Эта миграция продолжается и по сей день, что вызвано тем, что в самой Армении у молодежи нет никаких перспектив: их ждет борьба за выживание в молодости и голод на старости лет.
К чему приводит понимание существующих реалий? «За последние несколько месяцев в вызовах, полученных службой «скорой помощи» Еревана, значительное число составляют вызовы родных граждан, попытавшихся покончить с собой, — заявила директор службы «скорой помощи» Еревана Тагуи Степанян. — Люди пытаются покончить с жизнью разными средствами: начиная от злоупотребления большим количеством таблеток, заканчивая отравлением эссенции».
Как видим, ситуация в Армении такова, что впору звать барона Мюнхгаузена, который умел вытаскивать себя за волосы из болота. В чем же видит выход из тупика, в который Армения сама себя загнала, В.Осканян?
«Сегодня самой большой проблемой Армении являются не экономическая монополия, не коррупция, не злоупотребления, а политическая монополия. Все остальное, что я перечислил, служит сохранению политической монополии, если исчезнет политическая монополия, то все это также неизбежно исчезнет», — считает он.
Что ж, это его мнение. Оно практически один в один повторяет высказывание барона Мюнхгаузена на его бракоразводном процессе, когда на вопрос судьи: «Как же так, 20 лет все было хорошо, и вдруг такая трагедия?», — барон ответил: «Двадцать лет длилась трагедия, и только сейчас все может быть хорошо».
От себя же добавим, чтобы эта трагедия завершилась, чтобы раз и навсегда жители Армении избавились от необходимости думать о выживании, необходимо, чтобы изменились подходы руководителей этой страны в ее диалоге с соседями.
Пора уже понять, что постоянные претензии на чужие территории — это путь в никуда, дорога к самоизоляции и вытекающим из нее проблемам. И это тоже больше, чем факт. Так оно и есть на самом деле.
Акпер ГАСАНОВ