Шелале Гасанова: «Представьте, насколько драматично положение в Армении, что и светская, и церковная власти оторваны от народа»
Интервью 1news.az с доцентом, председателем НПО PR P(П)омощь Rазвитию Public Relations» Шелалой Гасановой.
- За последние 20 лет население Армении и оккупированного Нагорного Карабаха сократилось на 40%, и процесс оттока армянского населения продолжается. В чем вы видите причины нарастающей миграции из Армении?
- Давайте сначала о том, почему армяне с такой легкостью покидают свою страну. Есть такое понятие – «ойкумена», что означает «территория населения». Так вот, поскольку Армения как самостоятельная республика по воле большевиков была создана на чужих для армян территориях на исконно азербайджанских землях, для них это - не Родина, а просто Ойкумена.
Это, пожалуй, единственная нация, для которой понимание Родины связано не с родной землей, а с этномифом «Великая Армения». В их трактовке вся мировая история – это история Армении.
Еще в 1983 году некий Сергей Варданян в журнале «Пионер» напечатал цикл статей о 12 столицах «Великой Армении». Можно сказать, что с него началось движение по поиску армянских столиц по всему миру.
Так что, до 80-х годов об этом их историография умалчивала, а значит, и не было веских аргументов для столь нелепых утверждений. С «Великой Арменией» они вроде бы разобрались, а теперь продолжают поиски других столиц в так называемой «Малой Армении».
С их слов получается, что все города Месопотамии и Малой Азии были столицами «армянских государств», что само по себе абсурдно и еще раз подчеркивает, что у них нет конкретной Родины.
Таким образом, армянам нетрудно бросать Армению и Нагорный Карабах, ибо они не привязаны к ним ментально, генетически, эти земли им чужие, в них нет корней их пращуров. Миграционные намерения армян катализируют также внутриполитические трения и социальный раскол.
И они с каждым днем усугубляются. Не случайно в начале июля этого года десятки творческих и общественных организаций Армении направили обращение к спикеру парламента и премьер-министру в связи с тем, что миграция из страны перерастает в национальную катастрофу.
- Сегодня в армянском обществе царит глубокий раскол в связи с неопределенностью будущего страны и тяжелого социально-экономического положения населения. Чем все это обернется для Армении, как государства на Южном Кавказе?
- Раскол в их обществе произошел после прихода к власти карабахского клана, началась вакханалия отребья, последние стали первыми, а жители страны почувствовали себя чужими среди своих. В армянской среде есть такое понятие «рабиз».
Оно подразумевает людей с низкопробными вкусами и приоритетами, зашоренным мировоззрением, духовной брутальностью, провинциализмом в манере общения, скрипящими штиблетами с загнутым носом, любовью к площадным песенкам и т.д.
Как отмечают сами армяне, в 60-70-е годы рабизы знали свое место и не выходили за рамки четко очерченного обывательского круга. И этот срез общества тогда не особенно беспокоил их истеблишмент.
Но сегодня армянская интеллигенция бьет в набат о том, что рабизм стал болезнью общества, и горе-патриоты рабизы заняли командные высоты в политике, культуре и др. Именно они сегодня решают судьбоносные вопросы страны и при этом по уровню мышления остаются узколобыми индивидами.
Сейчас рабизы инфицировали все общество и дали толчок глубокой духовной деградации. Вот почему получается такой нонсенс – моноэтническая страна, кругом одни армяне, но интеллигенция убегает от своего же народа.
Наряду с этим, конечно, существенную роль в нарастании миграции играет экономический коллапс. Даже армянские инвесторы потеряли веру в будущее Армении и начали сворачивать свои проекты. Например, в прошлом году неожиданно свернул свою деятельность фонд LINCY, созданный миллиардером Кирком Кркоряном.
- Что ждет Армению в свете оттока населения и развала экономики - ваши прогнозы?
- Уже для всех очевидна полная бесперспективность страны, ибо карабахский конфликт лишил Армению больших экономических дивидендов.
Скорее всего, в стране останутся кучка неимущего безработного населения и представители «преуспевающего» карабахского трайба. Особенную тревогу за завтрашний день у армян вызывает опустынивание приграничных сел. Например, председатель Союза писателей Армении открыто признает, что Азербайджан всячески содействует подъему морального духа жителей таких сел, а Армения не может помочь своим приграничным селам. И в этом он видит одну из главных причин того, что их труженики вынуждены искать кусок хлеба на чужбине.
Также армянские эксперты с тревогой говорят о такой демографической угрозе, как старение населения. Это означает, что трудоспособное, но малочисленное население вынуждено нести налоговое бремя по выплатам пенсий и социальных пособий.
Экономика Армении вызывает чувство стыда – это мы читаем в статьях армянских экспертов. Forbes однозначно заявил, что у Армении - вторая худшая экономика мира после Мадагаскара. Все позиции, по которым проводилось это исследование, имели крайне негативные показатели за последние три года.
За этот период в Армении был зафиксирован более чем 50%-ый рост цен, средняя зарплата меньше 100 долларов в месяц. Экономический рост - нулевой.
Дефицит бюджета в размере 9% ВВП, национальный долг в 43% ВВП, отрицательный торговый баланс в 23% ВВП усугубляют бедность.
В Азербайджане растут ипотечные кредиты, потому что люди уверены в своем будущем. А в Армении растут ломбардные кредиты, поскольку люди закладывают последние ценности, чтобы как-то выжить.
И дальше будет хуже, поскольку их правительство не в состоянии вести правильную денежно-кредитную политику, правильно реализовать структурные проекты, проводить экономические реформы. К тому же налицо кризис власти.
- Тем не менее, Серж Саргсян делает воинственные заявления...
- Да, и этим подчеркивает свое бедственное положение. Оценивая его парадоксальный клич к молодежи в Цахкадзоре, следовало бы обсуждать не то, ЧТО он сказал, а то, ПОЧЕМУ он это сделал. Хочу отметить, что армянское лобби с Запада периодически спускает руководству Армении различные пиар-технологии для поддержания имиджа. Но Саргсян и его команда очень коряво исполняют задание западных господ. По-другому у них и не получится, потому что никакая пиар-технология не приносит результат без аргументов и всесторонней подготовки носителей имиджа.
Вспомните, в марте этого года премьер-министр Армении принял участие в разгрузке мешков с ячменем, предназначенных для неимущих сельских общин. Естественно, эта бородатая технология была рассчитана на пиар власти среди недовольного народа, мол, «любите меня, потому что я такой же простой и радушный, как вы».
И что же? Тот же Тигран Саркисян буквально через пару месяцев, рассуждая об угрожающей миграции, открыто заявил, что власти ХОТЯТ оттока критической массы, чтобы в стране не произошла революция. Фактически он проговорился, что власть ненавидит свой народ и хочет избавиться от протестного электората. При таком отношении никакие пиар-технологии не спасут имидж руководства страны.
- Как, по-вашему, в такой ситуации готово ли население Армении следовать за истеричными призывами своего президента?
- Вряд ли, поскольку люди в Армении лучше кого бы то ни было понимают, что все это - политическая спекуляция. Да и сам Саргсян это прекрасно знает и поэтому пытается делать хорошую мину при плохой игре.
Вернемся к заявлению Саргсяна. Его воинственное послание было сколочено на основе таких технологий, как «забалтывание» и «эффект первичности». «Эффект первичности» был излюбленным пропагандистским принципом Геббельса – тот, кто сказал первым, всегда прав.
А «забалтывание» применяют для создания информационного шума, чтобы за громким сообщением скрыть главную проблему. Своей болтовней Саргсян пытался создать спин-доктор, чтобы перенаправить внимание внешнеполитических оппонентов в совершенно другое русло.
- И какую насущную для армянства проблему пытается спрятать армянское лобби за информационным шумом о «захватнических намерениях» Саргсяна?
- Дело в том, что в Армении идет процесс разлома похуже экономического кризиса. Мощно расшатываются подпорки главного категорического императива – подчинение народа церкви как политической силе. От слепого почитания армяне перешли в осуждение деяний католикоса и политики Армянской Апостольской Церкви.
Как отмечают армянские публицисты, общество уже начало отличать национальный интерес от церковного интереса. И если учесть, что на протяжении веков именно церковь брала на себя функции государства, то это страшный кризис церковной идеологии армянства.
В социальных сетях активная часть армянской общественности критикует церковь и требует отставки католикоса. Представьте, насколько драматично положение армян в Армении, что и светская, и церковная власти полностью оторваны от народа.
Недовольство в обществе зрело давно, и последней каплей в чаше терпения стал циничный комментарий Гарегина Второго по поводу разрушающегося храма Санаин на севере Армении.
Он заявил, что ему «нет дела до монастырей в горах». Это говорит о разброде и шатаниях в религиозно-политическом ядре мирового армянства. Факт налицо: церковь, которая веками объединяла и направляла армянский народ, сегодня декларирует, что не намерена защищать национальные интересы и духовные ценности.
Дело дошло до того, что общественность остро ставит задачу зарегистрировать Армяно-халкидонскую церковь и предоставить ей тот же статус, что и Армянской Апостольской Церкви!
- А в чем суть вопроса и почему Армяно-халкидонской церкви ныне уделяется такое внимание?
- Хотя многие думают, что союз Армении и России зиждется на основах православия, это противоречит истине. Еще в VI веке на Вселенском Соборе в Халкидоне Армянская Апостольская Церковь была объявлена в христианском мире еретической.
С тех пор между православной и григорианской церквями нет церковного единства. Армяне в угоду персидскому царю, желавшему внести рознь в христианский мир и ослабить Византию, отказались признать формулу Халкидонского собора в связи с природой Христа и примкнули к монофизитам.
Вот почему еще до того, как христианский мир разделился на православных, католиков и протестантов, Вселенский Собор в Халкидоне признал армянское вероучение ересью. В связи с этим в книге супругов Маккарти «Тюрки и армяне» сказано: «Поэтому вместо того чтобы стать фактором, объединяющим их с другими христианами, армянская церковь стала фактором армянского сепаратизма».
А сегодня мы наблюдаем, как все становится с ног на голову. На глазах рушится один жизненно важный для армян императив и ему на смену предлагается другая максима. Решительно звучат призывы вернуться к тем ценностям и устоям, от которых армянская церковь отказалась 15 веков назад!
- В контексте всего сказанного, какова судьба страны-агрессора Армении, оккупировавшей азербайджанские земли?
- Армянское общество впало в такую апатию, что им не до земельной кровожадности. В этом контексте любопытно высказывание Артура Месчяна, культового рок-исполнителя, видного общественного деятеля, которого в Армении считают совестью нации.
Во многих его телеинтервью и песнях красной нитью проходит неверие в будущее и перспективу развития армянского общества. А ведь это тот человек, который всю жизнь служил идее национального возрождения.
Публично обсуждая возможность подписания армяно-турецких протоколов, он отмечает: «Важно, останемся ли мы теми, какими хотим или должны быть или нет».
Его беспокойство небеспочвенно, поскольку народ в таком состоянии, что в случае открытия границ уедут буквально все, не задумываясь о национально-идеологических приоритетах и социально-культурном капитале Армении.
«Армяне - единственная нация, которая, победив, чувствует себя побежденной. Мы победили в войне, но оказалось, что мы потерпели поражение», - это с горечью говорит человек, олицетворяющий совесть армянской нации.
Об этом знаменитая песня А.Месчяна «Ну, вот и все» («Aha yev verch»). Комментарии излишни. Месчян подвел итог: ну, вот и все, к чему привела народ Армении всепоглощающая земельная жадность воинствующего армянства.
Ризван Гусейнов, В.Т.