Писатель-фантаст Александр Хакимов: «В обыденной жизни мы постепенно скатываемся к зверству даже не средневековому – к первобытному...» | 1news.az | Новости
Интервью

Писатель-фантаст Александр Хакимов: «В обыденной жизни мы постепенно скатываемся к зверству даже не средневековому – к первобытному...»

16:36 - 17 / 08 / 2011
Писатель-фантаст Александр Хакимов: «В обыденной жизни мы постепенно скатываемся к зверству даже не средневековому – к первобытному...»

Интервью 1news.az с писателем-фантастом Александром Хакимовым.

- Александр, скажите, пожалуйста, что сегодня происходит в мире современной фантастики? Что актуально сейчас?

- Самая актуальная сейчас тема в фантастике (да и не только в фантастике) – как выжить в безумно усложнившемся мире, где на каждом шагу и каждую минуту нас подстерегают стрессы, опасности и ловушки, как явные, так и хорошо замаскированные, как уже имеющиеся, так и те, которые могут случиться в самом ближайшем будущем.

Каким образом выжить и при этом не сойти с ума – вот что сейчас актуально. Одни приспосабливаются к этому безумному миру и начинают чувствовать себя в нем, как рыбы в море, другие – чувствуют себя одинокими, заброшенными космонавтами на чужой, враждебной, опасной планете. Кто-то находится посредине между первыми и вторыми.

В большинстве современных фантастических произведений главные герои – Страх и Болезнь. Люди в этих произведениях либо чего-то панически боятся, либо сильно от чего-то страдают, и в обоих случаях ответная реакция - агрессия. Оно и понятно, ведь фантастика – это проекция обыденного мира на необычную плоскость, а нынешняя реальность поражена и болезнями, и страхом, и густо насыщена агрессией. А в основном сейчас увлекаются жанром «фэнтэзи».

Дилетантам кажется, будто «фэнтэзи» писать очень легко (сам выдумываешь свой собственный мир и при этом необязательно обладать обширными знаниями), хотя на самом деле хорошую «фэнтэзи» писать очень и очень трудно.

Поэтому полки сейчас заполнены книгами этого жанра с яркими обложками, книги, которые очень похожи одна на другую и которые лично мне, например, читать безумно неинтересно... А для многих читателей «фэнтэзи» - отдушина, мир, в который можно уйти и спрятаться там на какое-то время среди рыцарей, драконов, принцесс, колдунов...

- Куда, по-вашему, дальше будет развиваться мировая фантастика?

- Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать, каким будет грядущее, а я, честное слово, совсем не Нострадамус и не Иоанн Богослов. Что-либо предсказывать... по-моему, порядочный человек на это просто неспособен. Потому что всегда возможны ошибки.

С печальной улыбкой вспоминаю прогнозы философов и мыслителей столетней давности – они искренне считали, что наступающий двадцатый век станет веком добра, братства, всеобщего мира, небывалого научно-технического прогресса... Они и не подозревали, что в двадцатом веке будут Первая и Вторая Мировые войны, ГУЛАГ, Освенцим, Хиросима, Афганистан, Чернобыль и прочие «чудеса»... Попробуйте предсказать, каким будет двадцать первый век! Я не берусь, хоть и фантаст... Мы прожили всего одиннадцать лет нового века, а посмотрите, чего мы уже натерпелись.

- Как Вы считаете, какой должна быть настоящая фантастика, какие культурные и социальные ценности она должна в себе содержать?

- Настоящая фантастика должна быть, во-первых, человечной, создаваться для людей и рассказывать о людях. Во-вторых, она должна быть оптимистичной и толкать человека куда-то вверх, а не тянуть его на дно.

В-третьих, герои фантастических книг должны вызывать сопереживание читателя, только тогда их будут долго помнить и долго о них говорить (сколько уже времени мы помним капитана Немо, например, или Человека-амфибию, а?).

В-четвертых, фантастика должна быть познавательной (чтобы читатель мог что-то вынести из нее для себя) и интересной – такой, чтобы от нее нельзя было оторваться (как в детстве мы не могли оторваться от книжек Конан-Дойля, Беляева, братьев Стругацких).

И, самое главное, фантастика должна быть гуманной, потому что в обыденной жизни мы постепенно скатываемся к зверству даже не средневековому – к первобытному... В общем-то, на фантастику распространяются все критерии литературы, ибо настоящая фантастика – это, несомненно, настоящая литература.

- Хотели бы вы, чтобы по вашим книгам сняли фильм?

- И хочу, и не хочу одновременно. Не хочу, потому что один известный режиссер как-то высказался: «Сильный фильм можно снять лишь по слабой книге», а я отнюдь не считаю свои книги слабыми...

Не хочу еще и потому, что вижу, как экранизировали книги, например, братьев Стругацких – с сильными искажениями литературного первоисточника, с подменой основной идеи и проблематики... Не хотел бы я, чтобы меня ТАК экранизировали... С другой стороны, мне жутко интересно, а как бы выглядела та или иная моя вещь на экране? Киноверсия, так сказать?

Добавлю также, что я в течение трех лет проходил в Тбилиси международные тренинги сценаристов, нам преподавали нехилые европейские мастера, и я даже получил в конце сертификат.

У меня есть несколько киносценариев, ожидающих своей реализации, а пока... пока что я сыграл главную роль в фильме нашего известного кинорежиссера Теймура Даими. Фильм можно назвать и фантастическим, хотя по сути это – апокалипсическая притча о писателе-фантасте, который своей книгой неосторожно активизировал могучую силу Древних, и в результате этого наш мир оказался погублен. Фильм называется «Последний», а писателя-фантаста играю я.

- Несколько слов о вашей последней книге "Жить без обезьяны"?

- В общем-то, книга «Жить без обезьяны» - не фантастическая. Это сборник публицистики. Дело в том, что я вот уже несколько лет сотрудничаю с бакинской газетой «Эхо», в которой публикуются мои статьи на самую разнообразную тематику.

Очень часто мои поклонники сетовали, что не смогли купить тот или иной номер газеты с моей статьей или не сумели найти ее в Интернете... Тогда-то мне и пришло в голову собрать наиболее интересные свои материалы под одной обложкой и выпустить в виде книги.

Книга вызвала живой интерес у читающей публики, да это и не удивительно – в ней затрагивались вопросы культуры, науки, религии, политики, истории, в ней говорилось о старом Баку, городе моего детства, о фильмах, которые мы тогда любили смотреть, и о книгах, которые мы тогда любили читать... О некоторых интересных моментах моей жизни (в частности, о попытке переплыть Каспий на самодельном катамаране в студенческие годы)... Одна моя хорошая знакомая не хотела читать моих статей, сказав: «Я никогда не любила публицистику».

Я ответил ей так: «Почитай, потому что я использую особый вид публицистики – «публицистика интересная». Кажется, я смог ее переубедить... Почему такое название? Для меня обезьяна – символ всего животного, низменного и негативного в человеке (злоба, зависть, агрессия, лень, разнузданность), и я хотел бы вытравить из себя такую обезьяну, жить без нее. И других призываю к тому же.

- Вас привлекают другие области литературы?

- Разумеется. И так называемый мэйнстрим и детективы, и политические детективы, и гиперреализм, и турбореализм, и бытовая проза... Особенно люблю книги о путешествиях и приключениях, как на суше, так и на море.

Как говорил в свое время французский мыслитель Вольтер, «все жанры хороши, кроме скучного». Кроме того, я и сам пишу не только фантастику. У меня есть и вполне реалистические вещи, у меня есть сказки, пьесы, сценарии, рассказы о животных и о природе... Просто так вышло, что я стал позиционироваться как фантаст.

- Кто ваши читатели и поддерживаете ли Вы с ними отношения?

- Мои читатели – самые разные люди. Пенсионеры, студенты, школьники, рабочие, служащие, продавцы газет, водители такси... Насколько мне известно, меня читают даже в Милли Меджлисе и в Президентском аппарате... Самому молодому моему поклоннику – 13 лет, самому пожилому – 72.

Все они говорят, что им нравится мой стиль повествования, язык легкий, доступный и безукоризненно правильный (это они так говорят). Мои читатели пишут мне в Интернете, а чаще всего я сталкиваюсь с ними на улице. Меня узнают, выражают одобрение, поздравляют, спрашивают о планах, иногда задают какие-нибудь вопросы «за жизнь»...

Из моих читателей мне наиболее запомнились начальник поезда Баку-Тбилиси, который узнал меня в лицо, выразил свое восхищение моим творчеством и распорядился бесплатно подавать чай в наше купе, сколько мы ни попросим... и еще - группа молодежи, студенты, которые поздним вечером нагнали меня на улице и окружили.

Я подумал, что они сейчас меня будут бить, грабить, обижать и унижать, а оказалось, что это мои горячие поклонники, которые захотели вживую обсудить со мной последнюю статью, вышедшую в Интернете... Я дружу с ними до сих пор. Я дружу со всеми. Даже с теми, кому я не нравлюсь, и кто меня критикует.

- Считаете ли вы, что люди, в особенности молодые, стали меньше читать?

- Читать действительно стали меньше, но читать не бросили, это самое главное! Просто книгу потеснили (но не вытеснили!) кино, видео, Интернет, аудиокниги... То, что молодежь стала меньше читать – скорее всего, неправда. Я знаком со многими молодыми людьми, которые любят читать. Причем любят читать и серьезную литературу – философию, эссеистику, историю...

Для меня форменным потрясением была случайная встреча в автобусе с парнем, который читает Станислава Лема, и не только его фантастические книги, но и философские, и эссе, и публицистику.

Это сенсация! Я-то сам в возрасте этого парня пренебрегал лемовской публицистикой, читал только фантастику – «Солярис», «Эдем», «Звездные дневники Ийона Тихого»... А этот молодой человек, выходит, превзошел меня.

- И, напоследок, несколько слов о планах…

- Только для Вас, ибо я неохотно рассказываю о своих планах, придерживаясь наказа моего Учителя, фантаста Бориса Натановича Стругацкого (а я ведь и формально, и фактически являюсь его учеником): «Никогда не говорите «Я делаю» или «Я сделаю», говорите только – «Я сделал».

Ближайшие планы – выпуск второй книги публицистики (в нее войдут статьи, опубликованные в газете «Эхо», так что она будет в какой-то мере логическим продолжением «Обезьяны»). Ее название - «Не хочу к амазонкам!» Она будет интересной, ручаюсь вам. Также в ближних планах – выпуск книги публицистики и прозы, в которой будут собраны эссе на самые актуальные и злободневные темы, а также художественные новеллы, главный герой которых – старый Баку, Баку моего детства, молодости и зрелости... Эта книга будет называться «Нога человека».

И она обещает быть интересной, в этом я тоже могу поручиться. Ну и, конечно, я постараюсь писать публицистику и колумнистику для газеты «Эхо». Есть, что сказать. Окружающий нас мир – это океан событий и информации, из которого можно бесконечно черпать темы...

Ругия Ашрафли, Л.А.

Поделиться:
6798

Последние новости

Все новости

1news TV