Замминистра обороны США: «Мы рассматриваем безопасность на море как ключ к экономической мощи Азербайджана» - ЭКСКЛЮЗИВ
Эксклюзивное интервью 1news.az с заместителем министра обороны США по вопросам международной безопасности Александром Вершбоу.
- Как вы оцениваете военное сотрудничество между США и Азербайджаном?
- Соединенные Штаты высоко оценивают тесное сотрудничество с Азербайджаном. В соответствии с договоренностями, достигнутыми в ходе наших двусторонних переговоров, США, сотрудничая в области обороны, поддерживают усилия Азербайджана по созданию институтов обороны, повышению прозрачности, усилению гражданских властей, и повышению уровня профессионализма. Мы также поддерживаем усилия Азербайджана по повышению уровня совместимости с НАТО и возможностей по участию азербайджанских миротворцев в международных миссиях, в частности в Косово, Ираке и Афганистане, где азербайджанские силы проявили себя надежными партнерами в рамках многонациональных коалиций. Мы также продолжаем оказывать Азербайджану помощь в развитии его возможностей по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, насильственным экстремизмом, а также защите жизненно важной энергетической инфраструктуры, в частности в Каспийском море.
- США не поставляют вооружение в Азербайджан в рамках каких-либо контрактов. Насколько подобное положение соответствует уровню двустороннего сотрудничества между нашими странами? Как можно изменить эту ситуацию?
- Наше взаимодействие с Азербайджаном в области обороны соответствует нескольким принципам.
Во-первых, мы стремимся к деятельности, соответствующей как сформулированным потребностям Азербайджана в области обороны, так и нашим общим целям.
Во-вторых, мы прилагаем все усилия для того, чтобы быть уверенными, что наше взаимодействие в области обороны способствует поддержанию стабильности в регионе и не подрывает усилия, предпринимаемые по выработке мирного решения по урегулированию конфликта в Нагорном Карабахе.
Принимая все это во внимание, мы предоставляем Азербайджану оборудование и обучение, способствующие поддержанию наших общих целей по совместимости с НАТО, надежности миротворческого потенциала, трансформации в сфере обороны и безопасности на море. США ежегодно выделяют Азербайджану средства (Foreign Military Financing) на финансирование закупки американского оборудования и прохождения обучения, в дополнение к прочим источникам финансирования, поддерживающим возможность участия Азербайджана в программах обучения в США.
- Армения продолжает оккупацию 20% территории Азербайджана. Какова позиция министерства обороны США по этому вопросу?
- Как сопредседатель Минской группы ОБСЕ правительство Соединенных Штатов поддерживает усилия МГ ОБСЕ, направленные на достижение прочного урегулирования нагорно-карабахского конфликта мирным путем на основе Принципов Хельсинкского заключительного акта с учетом неприменения силы или угрозы силой, территориальной целостности и права народов на самоопределение.
- Армяне продолжают провоцировать регион. Какой будет позиция министерства обороны США в случае начала каких-либо военных действий в регионе Южного Кавказа?
- Соединенные Штаты по-прежнему стремятся ясно довести до лидеров Азербайджана и Армении как на двусторонней основе, так и посредством Минской группы, что решения конфликта военным путем не существует. Мы продолжаем призывать стороны конфликта проявлять сдержанность, дабы минимизировать риск просчета. Сопредседатели Минской группы продолжают оказывать Армении и Азербайджану содействие в осознании того, что возвращение к открытому конфликту будет иметь катастрофические последствия как для самих стран, так и для всего региона. Мы вновь повторяем заявление президентов Обамы, Медведева и Саркози, сделанное на саммите G-8 26 мая о том, что урегулирование конфликта только путем переговоров может привести к миру, стабильности и примирению.
- Иран проводит военные учения на границе с Азербайджаном, как бы вы прокомментировали это?
- Мы призываем Иран выполнять свои международные обязательства и уважать суверенитет всех своих соседей. Агрессивное поведение Ирана и дестабилизирующее влияние подрывают стабильность и экономическое развитие в соседствующих с ним странах. Соединенные Штаты привержены достижению долгосрочной стабильности и безопасности в регионе.
- Что вы можете сказать об уровне защиты азербайджанских нефтяных платформ в Каспийском море от различных внешних угроз, особенно в свете открытия новых месторождений углеводородных ресурсов в азербайджанском секторе моря?
- Каспийский регион не только расположен в близости, но и включает в себя источники транснациональных угроз. В дополнение к контрабандистам, перевозящим наркотики и другие незаконные материалы, эти угрозы включают в себя и группы, которые могут представлять риск для существенных энергетических месторождений и инфраструктуры в Каспийском море, которые так важны для экономики Азербайджана. Мы рассматриваем безопасность на море как ключ к экономической мощи Азербайджана. Согласно совместной с Азербайджаном оценке, морская безопасность является областью особого внимания в рамках нашего сотрудничества в оборонной сфере. Благодаря этому сотрудничеству (и работе с нашими межведомственными партнерами) мы поддерживаем усилия азербайджанской армии и ведомств по укреплению их возможностей по обеспечению безопасности Азербайджана на море.
- Может ли нынешняя ситуация на Ближнем Востоке повлиять на весь регион? Каким может оказаться воздействие данных событий на другие арабские страны и Иран? Как вы оцениваете позицию Турции по этому вопросу?
- Это поистине исторический период на Ближнем Востоке. Нет никаких сомнений, что последствия изменений, происходящих в регионе, будут ощущаться и последующими поколениями. Каждая страна в регионе была затронута событиями «арабской весны», включая Иран.
Иран безуспешно пытался указать на связь между нынешними политическими процессами в регионе и собственной революцией. Политические движения «арабской весны» не имеют никакого отношения к революции [1979 года] в Иране, идеологии этой страны или ее видению относительно будущего региона.
Турция и Соединенные Штаты проводят тесные консультации как на двусторонней основе, так и в рамках НАТО, относительно всех событий «арабской весны», от первой революции в Тунисе вплоть до текущей ситуации в Сирии. Турция внесла существенный вклад в ответ НАТО на события в Ливии, и в настоящее время обладает уникальными возможностями для оказания государствам помощи в переходе к демократии и экономическим реформам. Турция выступает примером, вселяющим вдохновение своим успехом, в качестве страны из Большой 20-ки с демократией и свободным рынком.
- В свете напряженности в отношениях двух союзников США - Израиля и Турции, какой будет позиция США в случае вооруженного столкновения между силами этих стран на море?
- Соединенные Штаты внимательно следят за событиями в Восточном Средиземноморье, и по сей день нами отмечено, что все прибрежные государства соблюдают международные законы и нормы, хотя мы по-прежнему обеспокоены возможностью потенциально неправильного восприятия или просчетов [в данном вопросе] по причине политической напряженности.
Мы призвали Турцию и Израиль проявлять сдержанность в публичных заявлениях и работать над поиском решения имеющихся разногласий. Региональные вызовы требуют сотрудничества между данными стратегическими государствами.
- Заинтересованы ли США в использовании Габалинской радиолокационной станции?
- Мы считаем, что Габалинская РЛС является двусторонним вопросом между Россией и Азербайджаном. В настоящее время Соединенные Штаты не ведут с Азербайджаном переговоров о размещении здесь средств ПРО США. Вместо этого мы работаем с союзниками по НАТО по вопросу размещения американских систем противоракетной обороны в Европе. Недавно была достигнута договоренность с Турцией о размещении радиолокационной системы ПРО в этой стране для поддержания НАТО.
Согласно договоренностям с союзниками по НАТО мы открыты к обсуждению в Брюсселе вопросов противоракетной обороны с нашими друзьями и партнерами, в том числе с Азербайджаном, и готовы оценить любые предложения Азербайджана, если наши союзники проявят серьезный интерес в данном вопросе.
- Как продвигаются переговоры по вопросу ПРО с Россией? Россия, похоже, серьезно обеспокоена американской активностью в Европе...
- США по-прежнему привержены осуществлению нашей части по внедрению плана НАТО по противоракетной обороне в Европе – Европейского поэтапного адаптационного подхода (European Phased Adaptive Approach) - и добились значительного прогресса в этом вопросе.
Мы будем также продолжать поддерживать и совершенствовать имеющиеся возможности по защите от ограниченного ракетного удара непосредственно по территории США.
Сотрудничество с Россией в сфере противоракетной обороны - в интересах национальной безопасности всех стран Евроатлантического региона, и является главной целью США и НАТО.
Американские системы ПРО в Европе направлены на решение проблемы растущей ракетной угрозы со стороны Ирана и не направлены против России. Мы продолжаем обсуждать опасения России с лидерами этой страны посредством интенсивного диалога и детальных брифингов на высоком уровне. США и НАТО пригласили Россию к сотрудничеству по вопросу ПРО. Это наилучший путь для России получить прозрачность и гарантии того, что системы ПРО не подрывают безопасность России.
- Какова нынешняя ситуация в Афганистане и как вы оцениваете поддержку Азербайджана в этом вопросе?
- Как засвидетельствовал министр обороны США Панетта в своем выступлении в Сенате США 22 сентября, по причине сложности работы и жертв среди афганских и коалиционных сил, в том числе и азербайджанских, мы создали такие условия, при которых афганцы смогут принять основную ответственность за безопасность в своей стране к концу 2014 года. Мятежники были подавлены на большей части территории страны, включая ее южные регионы, а афганские Национальные силы безопасности стали более сильными и способными.
Мы добились значительного прогресса в нашей основной миссии по подрыву и в конечном счете победе над аль-Каидой, включая устранение ее лидера Усамы бен Ладена и других ключевых руководителей с поля боя. Этот несомненный прогресс позволил нам начать переход к контролю безопасности афганскими силами. С того момента как начался этот переход, мы стали осуществлять постепенный, ответственный вывод [наших сил], что имеет важное значение с точки зрения успешности переходного процесса и достижения прочной безопасности и стабильности в Афганистане.
Но в то время как наши общие усилия в Афганистане движутся в правильном направлении, проблемы все еще существуют. Министр обороны Панетта считает, что мы сможем решить эти задачи, если сохраним наши усилия сфокусированными и сохраним приверженность борьбе.
Азербайджан вносит важный вклад в эти усилия. Азербайджанские солдаты с отличием служат вместе со своими международными партнерами в Международных силах содействия безопасности (ISAF). Мы также высоко ценим транзитный доступ, предоставляемый Азербайджаном, что оказывает поддержку упомянутым многонациональным усилиям. Этот доступ предоставляет ключевую возможность по транспортировке обеспечения для наших войск в Афганистан и обратно. Мы также признательны Азербайджану за двустороннюю помощь, которая непосредственно оказывается в Афганистане.
- Каковы планы в отношении дальнейшего военного сотрудничества между Азербайджаном и США в ближайшей перспективе?
- Наше сотрудничество в области обороны в 2011 году включает в себя мероприятия по наращиванию потенциала, сосредоточенные на развитии азербайджанских оборонных ведомств, миротворчестве, умении сотрудничать с подразделениями НАТО, и потенциале для обеспечения интересов в прибрежных зонах. В ближайшее время в Вашингтоне будут проведены двусторонние консультации с Азербайджаном по вопросам обороны, в ходе которых мы проведем критический анализ нашего сотрудничества и обсудим на стратегическом уровне наше общее видение будущего взаимодействия.
Подготовили: Р.Гаджиев, Э.Рустамов