Памяти звезды оперной сцены Фирангиз Ахмедовой - Очерк
Когда уходят из жизни такие личности как Фирангиз Ахмедова, так и хочется сказать, что вместе с ней ушла эпоха.
И будут это не только слова, подчеркивающие величину потери, но и выражение чувства огромной утраты. Утраты неизбежной, но такой болезненной, такой значимой, которая усилит тоску по временам, когда подобные Фирангиз ханум вокалисты в самом деле как звезды блистали на небосклоне большого искусства, но не произнося этих слов, служили искусству, которое тогда безусловно было большим и оценивалось по большому счету.
Фирангиз Ахмедова из вокалистов, славившихся умением проникнуть в самую суть идущей из души мелодии – народной или созданной талантливым композитором. Она из тех, кто «осчастливливал» зал не новенькой или примелькавшейся своим навязчивым мотивчиком песенкой, а годами осваиваемыми сложнейшими многоактными партитурами оперного жанра. Прежде чем выйти на сцену и предъявить зрителям шедевры национальной или мировой композиторской школы в достойном виде, она, как и лучшие ее коллеги, ставили цель не разочаровать не только профессионалов, но и слушателей, которых сами же и воспитывали в век отсутствия электронной аппаратуры и информационных коммуникаций.
Вспоминая это, зримо представляешь, каким сложным был творческий путь носившей самое высокое в тогдашней истории звание народной артистки СССР Фирангиз Ахмедовой. Певицы яркого актерского дарования, долгие годы украшавшей оперный репертуар Азербайджанского государственного театра оперы и балета, а также с большим успехом выступавшей перед поклонниками классики во многих городах бывшего Союза, в Праге, Братиславе, Берлине, Бухаресте, Софии с партиями, подготовленными и получившими признание в Баку…
Именно в азербайджанской столице в годы подлинно ренессансного расцвета образцов высокой культуры опера стала элитарным, самым, пожалуй, интеллектуальным и… востребованным видом культуры, требовавшим творческого труда не только от тех, кто ему служил, но и от тех, кто ее постигал из зрительного зала.
Наверняка, не ведая того, посетители оперных спектаклей постигали это сложнейшее синтетическое искусство, облагораживающее высокими чувствами зашифрованных в партитуре звуков, развивающее художественный вкус богатыми зрелищными ассоциациями и воспитывающее глубиной исторической и нравственной значимости.
Для того чтобы в подобных условиях стать ведущей солисткой славившегося высоким уровнем исполнительского мастерства оперного театра, обладавшая от природы богатым лирико-драматическое сопрано Фирангиз Ахмедова долго и упорно училась у замечательных педагогов, к которым попала как звездочка, «открытая» великим Узеир беком.
Маленькой девчушкой с хорошим голосом Фирангиз охотно пела для всех, кто попросит, а когда подросла, то по совету друзей семьи показалась педагогам Азербайджанского государственного музыкального училища имени Асафа Зейналлы (ныне Бакинское музыкальное училище), сразу же была принята в класс вокала. Позже ее приняли в хоровую капеллу Гостелерадио Азербайджана, на репетициях которой и произошла ее судьбоносная встреча с Узеиром Гаджибейли. Услышав в исполнении юной Фирангиз романс Агабаджи Рзаевой, маэстро сразу же заявил, что принимает ее на вокальное отделение Азербайджанской государственной консерватории (ныне Бакинская музыкальная академия), что и предопределило ее дальнейшую судьбу на оперной сцене.
Теперь в числе заслуг Фирангиз Ахмедовой нынешние историки культуры называют освоенные и великолепно исполнявшиеся ею партии и прекрасные женские образы Нигяр в опере «Кероглу» Узеира Гаджибейли, Наргиз в одноименной опере Муслима Магомаева, Гюльзар в опере «Шах Исмаил» того же автора, «Севиль» в одноименной опере Фикрета Амирова. А еще - Ярославны в «Князе Игоре» А.П.Бородина, Тамары в «Демоне» А.Рубинштейна и вершин мирового репертуара - сложнейших заглавных партий опер «Тоска» Дж.Пуччини и «Аида» Дж.Верди…
Но ведь все это - лишь часть большого вклада, который Фирангиз Ахмедова внесла в развитие отечественного оперного искусства в лучшие годы своей творческой деятельности. Удивляться этому не приходится, потому что в те годы азербайджанское искусство, Азербайджанский государственный театр оперы и балета жили на редкость насыщенной творческой жизнью. Украшением сцены в те годы были истинные кумиры публики, выдающиеся вокалисты - народные артисты Бюльбюль, Фатма Мухтарова, Шовкет Мамедова, Идрис Агаларов, приехавшие из Ленинграда и Москвы Дроздов, Книжников, Никольский, Неведов, с участием которых и могли приходить на сцену десятки произведений мировой классики и выдающихся композиторов Азербайджана, приобщавших к оперному искусству новые поколения зрителей.
Фирангиз Ахмедова – одна их самых выдающихся и заслуживших благодарность соотечественников актриса. Она удостоена разных правительственных званий и наград, в числе которых особенно значимой воспринимала высокую награду независимого Азербайджана – орден «Шохрат», полученный в 1998 году по случаю 70-летнего юбилея из рук Общенационального лидера азербайджанского народа Гейдара Алиева, с особым пиететом относившегося к талантливым представителям национальной интеллигенции.
Аллах ряхмет елясин!
Галина МИКЕЛАДЗЕ