«Кочки» зрения: кое-что о «беспардонных» муллах из Ирана
Начну свою статью с вопроса: как бы отнесся каждый из наших читателей, к тому, что наш сосед, вместо привычного ранее взаимно уважительного общения, перейдет к языку шантажа и угроз, требуя от вас не проводить у вас дома то или иное мероприятие, да и вообще жить по тем законам и правилам, которые выбрал для себя этот сосед?
Наверное, вежливо, но решительно попытались бы объяснить соседу, что вы уважаете его мнение, но оставляете за собой право выбирать, как вам жить, что делать в вашем доме. И не ваша вина в том, что сосед этот настолько настроен на скандал и шантаж, что и слышать не хочет ваших резонных доводов, в числе которых есть и попытка объяснить ему, что поводов для беспокойства нет.
Теперь, перейдем к конкретике. Представитель духовенства страны, снискавшей славу «негодяя», предъявил консулу Азербайджана в Тебризе ультиматум. Об этом написал иранский сайт «Arannews».
Согласно информации, после того, как представитель духовного лидера Ирана в Восточном Атрпатакане (Восточный Азербайджан) имам-джума аятолла Мохсен Моджтахед Шабестари заявил, что в случае проведения в Баку гей-парада (непонятно вообще с чего они это взяли?!), перед зданием консульства Азербайджана в Тебризе состоится акция протеста, консул Азербайджана Али Ализаде попросил встречи с иранским духовным лидером, обратившись к нему с просьбой воздержаться от организации акции.
Свою просьбу А.Ализаде вполне логично и дипломатично обосновывал тем, что проведение такой акции нецелесообразно по целому ряду причин. К примеру, как известно Иран с однодневным визитом, по приглашению своего иранского коллеги Аббаса Арагчи, посетил заместитель министра иностранных дел Азербайджана Халаф Халафов. В ходе встречи между Х.Халафовым и А.Арагчи, были обсуждены двусторонние связи между странами, состояние отношений и текущие вопросы, представляющие взаимный интерес. Кроме того, в рамках визита Х.Халафов встретился с главой МИД ИРИ Али Акбаром Салехи.
Понятное дело, что проведение каких-либо анти-азербайджанских акций протеста перед консульством Азербайджана в Тегеране, да и вообще где бы то ни было в Иране, в период визита в эту страну заместителя министра иностранных дел Азербайджана, мягко говоря, не отвечает развитию добрососедских отношений между Азербайджаном и Ираном.
Кроме того, и это важнее, генконсул Азербайджана пытался довести до аятоллы Мохсена Моджтахеда Шабестари ту простую истину, что нет повода для тех обвинений в адрес Азербайджана, с которыми он выступает.
Иными словами, А.Ализаде напомнил, что право на проведение в Баку престижного песенного конкурса «Евровидение» Азербайджан получил по причине того, что победил на прошлогоднем евросонге и что в рамках бакинского «Евровидения» никакого гей-парада не будет.
То есть, нет предмета для обсуждения, если говорить дипломатично. Ну а если называть вещи своими именами – нет повода для шантажа и обвинений в адрес Азербайджана. Но, несмотря на это, аятолла Мохсен Моджтахед Шабестари, продолжил рассуждения о греховности гомосексуализма в исламе и вновь заговорил ультиматумами, требуя отмены того, чего не предвидится - гей-парада в Баку.
Кстати, «митинг гнева» в Тебризе все таки состоялся – на нем выступили штатные глашатаи иранского режима, обрушившие на Азербайджан шквал необоснованной критики и не поддающихся логике обвинений.
Увы, это не первая и, как мне кажется не последняя, попытка представителей иранского духовенства говорить с Азербайджаном на языке шантажа. Более того, раздаются даже требования об отмене самого бакинского «Евровидения», угрожая в противном случае акциями протеста.
Такое поведение некоторых представителей иранского духовенства не может не вызывать сожаления. Ибо, складывается ощущение, что оно просто не хочет слушать аргументов Азербайджана, при этом считая себя вправе столь бесцеремонно вмешиваться во внутренние дела независимого государства. Это – ошибочная позиция. Причем, по нескольким причинам.
К примеру, я как-то не слышал, чтобы нынешние критики из числа иранского духовенства позволяли себе высказываться по поводу конкурса «Евровидение» до тех пор, пока местом его проведения не стал Азербайджан.
Молчали они, когда на евросонге победила Турция и, вследствие чего в 2004 году этот конкурс прошел в Стамбуле. Хотя, братская Турция также является государством, большинство населения которого исповедует ислам.
Идем далее. Проведение конкурса «Евровидение» в Баку дает Азербайджану прекрасную возможность для того, чтобы открыть себя миру, чтобы пригласить к себе в гости гостей, многие из которых станут нашими друзьями на долгие годы, чтобы рассказать о культуре нашей страны, образцы которой нередко так нещадно присваиваются нашими вороватыми соседями. И что делают некоторые представители иранского духовенства? Они пытаются лишить нас этой возможности, одновременно продолжая «братование» с Арменией.
Они переходят к открытому шантажу, по сути, становясь на одну сторону с Арменией, которая оккупировала 20% территорий нашей страны, которая игнорирует международное право и призывы влиятельных международных организаций, требующих вывода армянских вооруженных формирований с оккупированных территорий Азербайджана, которая подвергла этническим чисткам мусульманское население нашей страны.
Они встали на одну сторону с Арменией, в руководстве которой есть лица, участвовавшие в геноциде мирного азербайджанского населения в Ходжалы. Они встали по одну сторону с Арменией, которая сама отказалась участвовать в бакинском евросонге, продолжая участвовать в информационной войне против Азербайджана, всячески пытаясь дискредитировать нашу страну. Можно ли это поведение некоторых представителей иранского духовенства назвать признаком исламской солидарности? На мой взгляд, нет.
Да, подавляющее население Азербайджана исповедует ислам. Да, один из цветов нашего флага, зелёный, равно как и полумесяц, изображенный на флаге, являются атрибутами исламской религии. Но, согласно действующей Конституции, Азербайджан является светским государством.
В Азербайджанской Республике религия отделена от государства и представлена совокупностью различных религиозных течений и конфессий, распространённых среди этнических групп, населяющих страну и проживающих по всей территории Азербайджана. Это наш исторический выбор и с ним нужно считаться, его нужно уважать всем нашим соседям, включая Иран. И только нам сами решать, с кем дружить, как жить, кого приглашать к себе в гости, как решать стоящие перед нами проблемы.
Увы, но пока мы видим всего лишь учащающиеся к сожалению попытки некоторых представителей иранского духовенства навязывать нам свои взгляды на жизнь, переходя к открытым угрозам и шантажу.
Такая манера разговора ни к чему хорошему не приведет. Как не приведут ни к чему хорошему и акции протеста перед азербайджанскими диппредставительствами в Иране, очерняющая нашу страну дезинформация, льющаяся из ряда иранских СМИ. Тогда как способность и желание услышать истину, аргументы нашей стороны, позволят двум соседствующим ним государствам жить в условиях взаимного уважения.
И последнее. Сложилась просто трагикомическая ситуация, при которой из Ирана в адрес Азербайджана несутся обвиняет нас в излишней, на их взгляд, светскости и европеизации нашей страны, тогда как из самой Европы слышны не менее громкие обвинения в том, что мы пока еще не соблюдаем европейские ценности.
О чем это говорит? На мой взгляд, о том, что критиковать Азербайджан, учить нас жизни будут в любом случае. Даже в том, когда обвиняющие и критикующие стороны выступают с взаимоисключающими доводами.
О том, что каждый готов оценивать Азербайджан со своей «кочки зрения». Нам же нужно уметь вежливо выслушивать всю эту критику, использовать ту ее часть, которая может быть нам полезна, но продолжать строить свой дом, под названием независимый Азербайджан.
А на нахальные, агитпроповские акции антиазербайджанского характера, мы будем отвечать соразмерно. Пусть в этом не сомневаются наши соседи с Юга, на заявления которых вчера ответила наша молодежь, указавшая на «бревно в глазу» иранских мулл, занятых поиском «соринок» в Азербайджане.
Акпер Гасанов