Гейдар Мирза. Несколько слов о миграции армян из Сирии
Несомненно, что кровопролитные события в Сирии могут быть отмечены гораздо более важными, с точки зрения глобальной и региональной геополитики, событиями, в том числе и в призме внешнеполитических интересов Азербайджана.
Армяне Сирии, по сути, бегут от бойни, заложниками которой оказались не в последнюю очередь по причине позиции молчаливого согласия в отношении десятилетиями существующего в Сирии режима. И если раньше сирийские армяне руководствовались принципом «моя хата с краю», занимая очень неплохие места в сирийской структуре управления большинства меньшинством, то сегодня они рискуют остаться между молотом и наковальней, ибо система в Сирии ломается. Сопровождается это кровопролитием, принимающим все более и более межконфессиональный характер.
Ажиотаж неуместен по еще одной причине. Пусть хоть тысячи в Армению переедут – Армения для восьми из десяти сирийских армян станет лишь временным пристанищем. Ну, приедут, ну, попытаются обустроиться, начать бизнес, как то наладить жизнь. Столкнутся с первым же мздоимцем-мордоворотом, в каком-нибудь государственном учреждении со страшной аббревиатурой, и поймут, что нет у них Родины.
Да, официальный Ереван упростил визовый режим для сирийских армян и продолжает прилагать усилия в направлении создания режима благоприятствования армянам-беженцам из Сирии, вплоть до максимального облегчения получения ими гражданства Республики Армения. Все же, думается, что Армянская апостольская церковь Эчмиадзина и структуры, связанные с Армянской католической церковью и армянской диаспорой в Западной Европе, будут играть в этом вопросе главную роль, хотя, возможно, и не совсем видимую для постороннего наблюдателя. Следует, однако, понимать, что под словом «вопрос» здесь подразумевается не переселение сирийских армян в Армению, а переселение их из пылающей Сирии вообще - спасение армян Сирии. Возникает дилемма – в чем же цель - в спасении армянского населения, или создания имиджа «процветающей и гостеприимной матери-Армении»? И совпадают ли эти цели у официального Еревана, Эчмиадзина, Армянской католической церкви и армянских диаспорских структур в Западной Европе? И за чей счет?
Что касается гипотезы о возможности заселения оккупированных азербайджанских земель этими самыми беженцами из Сирии, то это вообще из области фантастики. Дело в том, что сирийские армяне главным образом представляют собой городской средний класс, интеллигенцию и мелкую буржуазию крупных городов – Дамаска и Алеппо. Если даже официальный Ереван и попытается создать телевизионный эффект «счастливых эмигрантов, приехавших поднимать целину в горах», серьезно это воспринимать не стоит.
Гейдар Мирза
Центр стратегических исследований при Президенте АР