Микулаш Фабри: «Со времен деколонизации норма территориальной целостности отвергает одностороннее отделение»
Интервью с Микулаш Фабри, американским экспертом в сфере международного права
- Насколько провозглашение независимости Косово соответствовало международному праву?
Не может быть никаких сомнений, что признание Косово идет вразрез с международной практикой последних 50 лет или около того, отдающей предпочтение территориальной целостности государства и не признающей одностороннего отделения [какой-либо части территории] от них.
- А как насчет независимости Абхазии и Южной Осетии, признанной Россией вскоре после аналогичного признания Косово странами Запада?
- Ответ на первый вопрос применим и здесь. Признание Западом независимости Косово опирается на сомнительные аргументы о том, что Косово является "уникальным" делом, что, в общем-то, тоже вне международного права.
Россия же утверждает, что если некоторые страны могут в одностороннем порядке признать Косово, и этот случай должен быть уникальным, то Россия может сделать то же самое по отношению к Южной Осетии и Абхазии.
- В конфликте между Азербайджаном и Арменией также присутствует разный подход сторон в отношении принципа территориальной целостности и права народов на самоопределение. Что вы думаете на сей счет?
- Нагорно-карабахский конфликт начался как внутренний в 1988 году, когда обе стороны конфликта были частью одной страны, и вопрос касался внутренних границ СССР.
С обретением Азербайджаном и Арменией независимости в 1991 году дело усложнилось. Ныне конфликт имеет как внутренний характер, так и внешний – имеется спор между карабахскими армянами и Баку, и между Арменией и Азербайджаном.
- Разве можно говорить о праве на самоопределение, если его т.н. «реализация» сопровождается этническими чистками и оккупацией территории?
- К сожалению, карабахская война, судя по ее развитию с 1988 года, поддерживает утверждение, что все войны имеют ужасные последствия. Многие люди по обе стороны понесли потери.
Любое мирное соглашение должно быть компромиссным, надо решать все вопросы, в том числе проблему территории и вынужденных переселенцев.
Отмечу, что со времен деколонизации норма территориальной целостности отвергает одностороннее отделение, независимо от того, имеют ли люди, желающие отделения, этническое родство с соседней страной.
М.М.