Лев Новожёнов: «Меня Баку поразил широчайшим гостеприимством, восточным, безудержным, не знающим границ»
Эксклюзивное интервью 1news.az с известным российским журналистом, телеведущим, литератором Львом Новожёновым.
- В своем профайле в Facebook Вы периодически оставляете записи в разделе «Из воспоминаний». Хотелось бы узнать, а каким Вы помните СССР, если говорить о межнациональных отношениях: в Советском Союзе люди действительно жили одной большой семьей, или межнациональные проблемы имели место и тогда?
- На поверхности все было весьма благополучно. Приходилось, конечно, сталкиваться с такого рода проблемами, конфликтами, но это было незаметно. Но все это можно объяснить тем, что не было такого количества информации. Она фильтровалась, прежде чем становилась достоянием общественности. И только в конце 80-х - в начале 90-х годах мы по-настоящему стали узнавать географию Советского Союза по горячим точкам на территории нашей страны. Я вспоминаю, что Агдам для меня это был портвейн. Потом оказалось, что это город, это горячая точка. Все это, к сожалению, узнавалось в результате межнациональных конфликтов уже в 90-е годы после распада СССР.
- Получается, что межнациональных проблем не было, или они все же были, и тщательно скрывались?
- Прежде всего, был еврейский вопрос. И я с ним как-то сталкивался. Но он не имел такую остроту, как сейчас, например. Никаких других межнациональных вопросов не было. Мы не знали разницы между украинцами и русскими. Мы вообще-то думали, что это одна нация. Однако выяснилось, что это два разных народа, а сейчас вообще два разных государства.
- А сейчас все эти межнациональные вопросы действительно настолько серьезны, или по большей части раздуты СМИ?
- Есть такая пословица: меньше знаешь, крепче спишь. Когда ты начинаешь узнавать много чего, это, безусловно, разжигает страсти. Но так устроен нынешний мир – обсуждается все и обо всем можно говорить. СССР – был достаточно сонным государством. Люди были погружены в информационную дремоту, когда казалось бы ничего особенного не происходило. Не было никаких катастроф, никаких особых преступлений, никто не грабил банки, самолеты не падали, а поезда не сходили с рельсов. На самом-то деле они сходили и падали, но мы об этом ничего не знали. Поэтому обострение ситуации обусловлено информированностью человека буквально обо всем. Поэтому, когда говорят, что нет свободы слова, то это тоже звучит парадоксально, как минимум, потому что есть Интернет.
Я не знаю, кто сейчас читает газеты? Если кто-то хочет быть информированным, есть Интернет и радио. Сегодня нет никаких препятствий на пути к тому, чтобы человек был информированным. Отсюда и страсти, в том числе межнациональные. Для меня все это плохо укладывается в голове. Конечно, масло в огонь подливают и власть имущие.
К тому же в СССР на официальном уровне декларировалась дружба народов. О ней говорили с утра до вечера. Был театр дружбы народов, и фонтан, и памятник. Были всякие дни, годовщины, недели дружбы с азербайджанским, армянским, украинскими народами. Ездили писательские делегации, артисты по всем республикам, были постоянные концерты… Все это было неплохо, а сейчас это все исчезло. Может, это где и осталось, но мы об этом как раз таки очень плохо осведомлены.
- Ну ведь был же СНГ…А куда он делся?
- Он вроде и сейчас есть, формально.
- Тогда я не понимаю, зачем нам Евразийский союз, если есть СНГ?.. Кто бы объяснил, но никто не объясняет…
- То есть Вы считаете, что идея эта не выгорит?
- Вы знаете, мало придумать какую-то идею. Нужно придумать механизм ее реального воплощения. То есть речь о политической инженерии. И где вот эти инженеры, которые все это продумают, вплоть до деталей, чтобы все это не осталось на бумаге и не оказалось вторым СНГ? Я не знаю, работает ли Союз России и Беларуси? Я не понимаю… Вот я живу рядом с Минским шоссе. Движение людей оживленное… Мы покупаем белорусскую сметану, простоквашу – они действительно очень вкусные. Самые качественные и самые дешевые качели оказались белорусскими… Мы вот поставили на участке. Российских качелей такого качества и выбора мы не нашли…
Природа всех проблем с Беларусью, Украиной и прочими республиками мне совершенно не понятна. Это то же самое, если бы США стали враждовать с Канадой, или Мексикой. Хотя конечно и в отношениях этих стран есть проблемы, проблемы миграции, например. Они пытаются их решать и решают. А у нас все на уровне каких-то разговоров.
Известно, что после распада Британской Империи граждане этой Империи, где бы они не жили, получили британское гражданство. Российское гражданство – загадочная проблема. Даже на этническом уровне русские люди, которые оказались за пределами России, тоже испытывают проблемы с получением российского гражданства. Мне это все непонятно и я прямо скажу, нахожусь в таком недоумении. И думаю, не только я…
- Вы в самом начале заявили о том, что географию СССР советский человек начал изучать по горячим точкам. Все они, к сожалению, до сих пор имеют место быть: и карабахский, и приднестровский, и осетинский с абхазским. И во всех республиках, которые имеют территориальные проблемы, многие эксперты в один голос заявляют о том, что ключ к решению проблем лежит в Москве. Каково Ваше мнение на этот счет?
- Я думаю, мы оказались перед лицом крупных дипломатических провалов тотального характера. Это касается не только республик бывшего Советского Союза, но и всего мира, и Африки, и Америки. Сейчас Россия, к примеру, заняла совершенно непонятную позицию по Сирии. Россия сегодня – это такой мальчик наоборот, который на все предложения отвечает словом «нет», независимо от характера предложений. Сразу вспоминается наш министр иностранных дел Андрей Громыко, у которого в международном сообществе было прозвище: «Господин нет!». И эта политика воспринята по наследству современной Россией. Нужно конечно умудриться перессориться абсолютно со всеми. Не знаю, у нас практически нет друзей и союзников. Нигде. Не говоря уже о ближайших соседях.
- Насколько я знаю, некоторое время назад Вы были в Баку. Хотелось бы поподробнее узнать о Вашем визите в нашу столицу: когда это было, что это было и каковы Ваши впечатления?
- Я был по очень приятному поводу – был на свадьбе у дочери своего друга. Это была межнациональная свадьба. Было это года два назад. К сожалению, во времена СССР я никогда не был в Баку. Хотя у меня много друзей бакинцев. Любимых друзей и очень талантливых. И я много восторженного слышал о Баку. Те, кто из Баку, всегда восторженно говорят о своем городе…
Баку поражает масштабами, ну и конечно же гостеприимством. Мы пили, гуляли на свадьбе, потом ездили на совершенно роскошную дачу. Меня Баку поразил широчайшим гостеприимством, восточным, безудержным, не знающим границ. Красивый город…
Свадьба есть свадьба, подарки, тосты, угощения…Все говорят на русском, все такие светские, красивые женщины, бакинские адвокаты, бизнесмены…Было такое ощущение, что я приехал на Рублевку, только с восточным колоритом…
Гамид Гамидов