Фархад Джаббаров. История старейшей школы Апшерона и Гаджи Зейналабдин Тагиев - ФОТО
В 2011 году, по распоряжению Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева, была основательно отремонтирована и восстановлена старейшая на Апшероне школа №123, построенная в конце XIX в. известным предпринимателем Гаджи Зейналабдином Тагиевым и носящая ныне его имя.
Это распоряжение последовало после обращения жителей поселка Мардакян на встрече с главой государства в мае 2011 г. Выступивший на встрече Президент, высказал ценные мысли о вкладе Г.З.А.Тагиева в развитие просвещения в Азербайджане и пообещал распорядиться о ремонте школы.
В сентябре того же года Ильхам Алиев принял участие в открытии отреставрированной, обустроенной в соответствии с современными стандартами школы №123. Таким образом, в летописи этого старейшего учебного заведения, имеющего свою историю и традиции, открылась новая страница.
123-я школа является преемницей открытой в 1896 г. Г.З.Тагиевым в апшеронском селении Мардакян школы садоводства. Как известно, садоводство является одной из традиционных отраслей сельского хозяйства в нашей стране.
В то же время, для поднятия урожайности в садоводстве требовалось применение технических усовершенствований, ведение хозяйства на научной основе и, как результат этого, наличие подготовленных специалистов.
По этой причине известный своими благими делами во имя нации Г.З.Тагиев, задумал открыть в Мардакяне садоводческую школу.
Строительные работы начались в 1894 г., а завершились в 1896 г. Тогда же состоялось открытие школы.
Возведение школьного здания, его содержание, обеспечение учащихся одеждой и учебными принадлежностями оплачивал сам Гаджи. Целью школы было распространение практических навыков в области садоводства, виноградарства, огородничества. В школе обучали элементарной грамоте, счету и практическим знаниям в сфере садоводства.
Г.З.Тагиев, решивший открыть школу садоводства, натолкнулся на сильную оппозицию со стороны общества. Главным аргументом противников школы было опасение за «обрусение» обучающихся.
Причем, под «обрусением» понималось не только попадание под влияние русской системы образования, но и отказ от преподавания в школе Корана и шариата. Из этого вытекал страх, что ученики отрекутся от ислама и, как выразился один из противников школы, «наденут на головы русские шапки».
По воспоминаниям очевидцев, 80-летний старец Алигулу ответил ему: “Зейналабдин, мы не дадим тебе места для строительства школы. Уходи той же дорогой, какой пришел”.
Затем Гаджи обратился к жителям Мардакян. Собрав агсаггалов, Г.З.Тагиев стал убеждать сельчан в необходимости и пользе открытия очага просвещения, который будет готовить опытных специалистов-садоводов.
Согласились все собравшиеся, кроме Кербалаи Муслима, который заявил о неприемлемости этой школы, ибо дети, обучающиеся в ней, обрусеют и отвернутся от своей веры.
Именно ему и принадлежала знаменитая фраза об опасности ношения ученикам русских шапок, на что Г.З.Тагиев лаконично и метко ответил: «То что шапка будет иной, нет ничего постыдного, лишь бы в голове под этой шапкой был разум и способности».
Получив в 1894 г. согласие жителей Мардакян, Г.З.А.Тагиев начал осуществление своего замысла. Выкупив у двух братьев – Фархада и Ханлара участок за 500 рублей, Гаджи приступил к строительным работам.
Учебный корпус здания состоял из двух светлых и удобных классных комнат, рассчитанных на 40 учеников каждая, с учительской, кабинетом для учебных пособий, библиотекой и просторной верандой. При необходимости можно было открыть и третий класс. По обеим сторонам учебного корпуса размещались трехкомнатные квартиры учителей.
Территорию школы окружала высокая каменная ограда. Земля был подвергнута глубокой обработке. Вместо каменистого грунта, который выламывался и вывозился, насыпалась плодородная привозная земля. Школа и окружающий ее участок обильно и регулярно снабжались водой, что в условиях Апшерона имело исключительно важное значение.
Ко времени открытия школы ее территория была обсажена взрослыми деревьями, разбиты аллеи. Часть территории отведена под питомник с несколькими миллионами саженцев различных древесных и кустарниковых пород.
Большую их часть составляли фруктовые деревья, розовые кусты, декоративные и другие растения, способные прижиться в местном климате.
Посадочный материал мог вполне обеспечить не только соседние сады и дачи, но и Баку. Так был заложен первый не только в Баку, но и в Азербайджане питомник растений.
Торжественное открытие Мардакянской школы садоводства состоялось 27 октября 1896 г. Курс обучения был рассчитан на три года.
К началу сентября 1896 г. в школу записалось более 40 мальчиков. К началу учебного года учащимся была выдана форменная одежда, заказанная Г.З.Тагиевым.
Преподавателями в школе являлись приглашенные Г.З.Тагиевым из различных школ Баку учителя – Гейдар Мурадгасилов, Гусейн Халилов, Ахмед бек Джабраилбеков, Елизавета Гагермановна, Ахмед Агдамский и др. К началу второго учебного года наблюдалось увеличение численности учащихся.
Они успешно овладевали русским языком, ориентировались в географических картах, могли, в частности, показать столичные города мира, делали успехи в рисовании. Школа отличалась высокой дисциплиной.
Этими успехами учебное заведение было обязано в значительной мере педагогическому персоналу, подобранному из опытных профессионалов. Успехи были тем поразительнее, что контингент учащихся состоял из детей апшеронских крестьян, большей частью не владевших при поступлении в школу русским языком.
Однако Мардакянская школа садоводства просуществовала недолго и вскоре закрылась. Одной из причин этого являлся тот самый страх перед «обрусением», который побуждал сельских жителей не пускать своих детей в школу. Сказалось также отсутствие интерната (общежития), что отразилось на сокращении числа учащихся. В 1900 г. школа прекратила свое существование.
Несмотря на это, стремление Г.З.Тагиева дать своему народу образование и грамотность привело к открытию в 1909 г., вновь по его инициативе, на базе Мардакянской школы садоводства русско-азербайджанской школы. После установления в 1920 г. в Азербайджане советской власти на месте этого учебного заведения была организована школа №123.
Фархад Джаббаров
Ученый секретарь Национального Музея истории Азербайджана