Пара слов к последнему интервью политика Рустама Ибрагимбекова
В последние пару недель одной из наиболее активно обсуждаемых персон в отечественном интернет пространстве вновь стал известный азербайджанский кинодраматург Рустам Ибрагимбеков.
Тому причиной стали не только заявления самого Рустама Ибрагимбекова, но и некоторые события касающиеся его, пусть и косвенно.
Союз кинематографистов покинул выдающийся азербайджанский актер, секретарь организации Расим Балаев, который, по его словам, не пожелал быть втянутым в политику, которой сегодня активно занимается Ибрагимбеков.
Впрочем, по мнению некоторых политологов внимательно наблюдающих за политической деятельностью уважаемого Рустама Ибрагимбекова, нежелание секретаря Союза Кинематографистов Азербайджана быть втянутым в политические игры своего бывшего руководителя – вполне понятно и обоснованно.
Как известно, Рустам Ибрагимбеков, чьему перу принадлежит немало произведений и фильмов, снискавших любовь на просторах бывшего СССР и за его пределами, в последнее время активно занимается политикой. Политик Рустам Ибрагимбеков активно дает интервью различным медиа ресурсам, однако они вызывают больше вопросов, чем дают ответов.
Так, неизменно заявляя о своем намерении «продолжать активную политическую деятельность», уважаемый Рустам мюэллим как бы между прочим напоминает, что не ставит своей целью приход к власти.
Этим же мотивом пронизан практически каждый ответ Р.Ибрагимбекова на вопрос о деятельности основанного им «Форума интеллигенции», который, по его словам, также к власти не рвется.
Однако, как известно, любая политическая деятельность подразумевает интересы и цели конкретной политической силы. И если таковой силой «Форум интеллигенции» не является, то кого же поддерживает не стремящийся к обладанию властью, но жаждущий перемен любой ценой Рустам Ибрагимбеков?
В недавнем интервью радио «Голос Америки» Ибрагимбеков частично ответил на данный вопрос.
Говоря о едином кандидате от оппозиции на президентских выборах и готовности выдвинуть свою кандидатуру, политик отметил, что «предпочтительнее в данном случае другой путь».
По словам Ибрагимбекова, он принимает участие в создании очередного движения, условно названного «Третьей силой», которое по его оценкам способно привлечь до 40 процентов потенциальных избирателей, которые в настоящее время пассивны.
При этом он не пояснил, почему было выбрано подобное временное название, которое, как известно, в международной практике принято применять к описанию транснациональных корпораций, обладающих серьезными ресурсами воздействия на власти некоторых стран.
В данном случае не совсем понятно, что именно предлагает обществу Р.Ибрагимбеков.
Если «Третья сила» ставит своей целью, как отметил в том же интервью Ибрагимбеков, проведение «полноценных, демократических, легитимных выборов», то почему избранный глава государства должен стать лишь временным решением на короткий срок. А как же выбор народа? И что означает фраза «после этого и надо провести выборы в соответствии с мировыми стандартами»? После чего? После и без того «демократических и прозрачных выборов»?
Как видно из речи уважаемого Р.Ибрагимбекова, он чего-то не договаривает. Впрочем, немного света на столь противоречивые измышления проливает и сам политик.
Согласно его словам, сказанным в то же в интервью «Голосу Америки», лучшим вариантом «переходного периода», который он желал бы видеть в Азербайджане, был бы вариант Кыргызстана, где назначенный человек впоследствии не выдвигал свою кандидатуру на пост президента.
Выходит, говоря о «временном президенте» с последующими выборами согласно мировым стандартам, Рустам Ибрагимбеков имеет в виду смену власти силовым путем?
И хотя подробностей процесса смены власти Ибрагимбеков не коснулся, будет не лишним напомнить, что «наиболее приемлемый киргизский вариант» сопровождался массовым гражданским противостоянием, кровопролитием, разрушением практически всей политической и экономической системы страны, что отбросило ее на годы назад.
Ибрагимбеков это, по всей видимости, понимает, так как ранее в том же интервью отмечал, что «Азербайджан ожидает социальный взрыв, после которого правда положение может стать напряженнее чем в Египте, Сирии и Ливии».
В данном контексте возникает несколько вопросов.
Во-первых, кто же тот кандидат во «временные президенты», вокруг которого Ибрагимбеков намерен сплотить своих единомышленников?
Второй вопрос – в чем причина готовности политика Ибрагимбекова на столь радикальные шаги, которые, как показывает опыт упомянутых им стран, способны отбросить Азербайджан на годы, если не десятилетия назад?
Практически все политологи и обозреватели сходятся во мнении, что Рустам Ибрагимбеков до поры до времени прячет в своей тени соратника по «Форуму интеллигенции», бывшего сотрудника Администрации Президента Азербайджана – Эльдара Намазова.
Возможно и так. Намазов, безусловно, является более искушенным в политике человеком, нежели Ибрагимбеков, чьи заявления зачастую противоречат друг другу.
Однако, в то же время, именно Намазова можно с уверенностью назвать человеком, практически полностью растерявшим свой политический капитал. Еще в ходе подготовительной работы перед предыдущими выборами президента, Намазов активно вел агитацию в Баку и регионах, убеждая своих потенциальных избирателей в серьезности своих намерений. Однако, буквально накануне выборов он по «определенным причинам» банально «струсил», сняв свою кандидатуру и дав повод для спекуляций на тему «очередного представителя карманной оппозиции властей».
Насколько серьезны (если они вообще есть) помыслы Намазова на этот раз, пока что судить сложно. Однако уже сейчас можно сказать, что несмотря на убежденность политических обозревателей в поддержке Ибрагимбековым именно Эльдара Намазова, сам политик не столь категоричен.
Так, в том же интервью «Голосу Америки» Ибрагимбеков отметил, что у «Третьей силы» есть и название, и члены движения.
«Все они известные люди. Форум интеллигенции не будет принимать участия в его деятельности. Мы будем оказывать движению необходимое содействие. Мы участвуем в политике, но не имеем политических притязаний. Никто из нашей организации не намерен избираться в какой-либо орган, занимать какую-то должность. Поэтому некоторые из наших членов – Эльдар Намазов, Эльданиз Гулиев, Зафар Гулиев и другие участвуют в данном процессе», - сказал он, однако также оговорившись, что движение может поддержать кандидата другой политической силы.
«Может случиться, что выдвинутое нами лицо даже не будет членом совета. Думаю, такие кандидаты есть», - сказал Ибрагимбеков.
Не секрет, что в последние несколько месяцев Ибрагимбеков весьма «частый гость» на первых полосах газет «Йени Мусават» и «Азадлыг», каждая из которых не скупится на реверансы в его адрес, по всей видимости, желая заполучить поддержку драматурга в адрес своего лидера.
В пользу подобного умозаключения говорят и последние заявления Ибрагимбекова, озвученные в интервью сайту «Минвал».
Так, говоря о роли и состоянии азербайджанской оппозиции, Ибрагимбеков заявил, что «относится с большим уважением к профессиональной оппозиции, которая держится без серьезных финансов вот уже 20 лет». Развивая свою мысль, Ибрагимбеков подчеркнул, что Иса Гамбар в 2003 году и вовсе победил на выборах президента.
При этом, не совсем понятно, почему Ибрагимбеков еще в 2003 году, будучи убежденным в том, что Иса Гамбар победил на выборах, не говорил об этом вслух. Напротив, он, получается, молчал в течение 10 лет.
Более того, как отмечал сам Ибрагимбеков, в 2003 году он был несказанно рад победе на выборах молодого, прогрессивного человека – Ильхама Алиева, с которым он встречался аж до 2007 года…
Отговорки о том, что «прозрение» пришло лишь сейчас, в данном случае неуместны. Скорее можно говорить все о той же набившей оскомину личной обиде, которая в «конкретный момент» подвигла Ибрагимбекова на политическое поприще.
По нынешнему мнению драматурга, «интеллигенция в массе своей утратила способность говорить правду, она превратилась в слой, который обслуживает власть и получает за это вознаграждение». Однако, чем объяснить многолетнее молчание Ибрагимбекова, и вправе ли он после этого критиковать представителей интеллигенции – большой вопрос…
Пытаясь объяснить «давление» на собственную персону, уважаемый Рустам мюэллим винит власти в гонениях, начавшихся по причине его конструктивного отношения к армяно-азербайджанской тематике.
Ибрагимбеков утверждает, что причиной «гонений» стали его заявления о том, что «около 200 тысяч армян, 150 тысяч которых живут в Нагорном Карабахе или жили – это наши граждане, и мы должны к ним относиться так же, как к азербайджанцам». Не совсем понятно, как эти слова могли стать причиной «гонений», если аналогичные мысли неоднократно озвучивались представителями МИД АР и Администрации Президента. Возможно, уважаемый драматург не до конца откровенен, так как впервые серьезная критика в его адрес обрушилась после его известного интервью российскому изданию, в котором он подробно изложил свое «мнение» о бакинцах и «понаехавших».
Конечно, уважаемый Рустам Ибрагимбеков имеет право на собственное мнение по любому вопросу общественно-политической жизни. Однако теперь, когда мы говорим о Р.Ибрагимбекове, начинающем активную политическую деятельность, а не известном драматурге, особую значимость приобретают категории искренности, последовательности и ответственности.
Можно ли назвать политика искренним и последовательным, если он утверждает, что в 2003 году победу на выборах президента одержал Иса Гамбар, которого он сегодня косвенно прочит в единые кандидаты от оппозиции, но который в то же время почему-то не заявлял об этом на протяжении 10 лет, в течение которых, по его же признанию, он не только симпатизировал действующему главе государства, но и встречался с ним?
Можно ли говорить об ответственности политика, если наиболее привлекательным путем развития страны ему видится киргизский сценарий, известный своим кровопролитием, мародерством разбушевавшейся толпы и никем не избиравшейся переходной властью?
Вопросы – непростые, на которые каждому лучше дать собственные ответы. Понятно лишь одно, делать далеко идущие заявления о переворотах, переходных правительствах и прочих явлениях, способных потрясти жизни миллионов людей, надо максимально осторожно, тщательно взвесив все за и против, обдумав возможные последствия.
Ведь, в конце концов, политика – это не настольная игра в монополию, где каждый желающий может дать волю своей фантазии.
Сократ Баба-заде