Жертвы домашнего насилия в Азербайджане – как бороться с ужасающей статистикой?
«С меня хватит!» – многим хорошо известен фильм под таким названием, рассказывающий о нелегкой судьбе героини Дженифер Лопез.
Если вкратце, то речь идет об американской девушке, вышедшей замуж по сумасшедшей любви за мужчину, который впоследствии оказался тоже если не сумасшедшим, то явно неадекватным. Потому что спустя какое-то время начал издеваться над женой, подвергая ее «эмоциональному и физическому насилию». А уже потом сама героиня, заручившись поддержкой друзей, сама подвергла им супруга-изверга. Кстати, формулировки насилия – это не ирония, в кавычки я их взяла по другой причине – дабы пояснить значение терминов. Но об этом чуть ниже.
На самом деле тема домашнего насилия – актуальна не только для кинематографа, и не только для американского. И если даже с экрана телевизора подобное выглядит омерзительно, в жизни все куда прозаичнее и сложнее, а порой и страшнее. Насилие над женщиной – бич современного общества во всем мире, и Азербайджан, увы, не исключение.
Для начала определимся с терминами
Домашнее насилие, вопреки устоявшемуся стереотипу, это не только когда муж систематически избивает жену – кстати, в данном случае речь идет, как вы поняли, о физическом насилии, хотя к нему же относятся даже попытки ударить жертву. Кроме того, к физическому насилию относят и угрозы, а также «препятствия или ограничения в перемещениях» - то есть, запрет на выход на работу, например.
Сексуальное насилие – это как непосредственно изнасилование, так и болезненная ревность и обвинение в любовных связях. При этом, вопреки, опять же, сложившимся стереотипам, штамп в паспорте вовсе не дает мужчине право вступать с супругой в сексуальную связь, если она не дает на это согласие.
Зачастую все эти разновидности встречаются одновременно, или – последовательно: начиная с эмоционального, затем - экономического и заканчивая сексуальным и физическим. Хотя с последствиями даже одного из проявлений насилия справиться взрослой женщине в одиночку – непросто. Но именно это ей и необходимо сделать, потому что кроме нее самой никто изменить ситуацию не сможет.
Обнадеживающие факты
Недавно на организованном по инициативе РИА Новости телемосту «Москва- Астана –Баку» проблему домашнего насилия обсудили представители парламентов, масс-медиа и НПО России, Казахстана и Азербайджана. По признанию московских представителей, Казахстан и особенно Азербайджан превзошли Россию в борьбе с данной проблемой по нескольким показателям. Если говорить конкретнее, в нашей стране почти три года назад (22 июня 2010 года) был принят закон по предотвращению бытового насилия, предусматривающий комплексные меры социальной, медицинской и психологической защиты жертвам насилия. В рамках закона предусматривается также проведение просветительской работы, причем, не только с женщинами, но и с теми, кто делает из них жертв. Кроме того, определен порядок рассмотрения жалоб, организована выдача охранных ордеров пострадавшим от домашнего насилия, а еще им оказывается помощь в поиске работы.
Почему же ситуация не меняется должным образом?
Одна из причин, как это ни шокирует, в том, что сегодня многие мужчины свои насильственные действия против женщин объясняют… своей религиозностью, а некоторые даже имеют смелость ссылаться на священный Коран. И, заручившись столь авторитетной поддержкой, аргументируют свое поведение фразой: «Я защищал честь семьи».
Однако, по словам руководителя Центра религиозных исследований Эльчина Аскерова, Коран не то, что не одобряет подобные проявления насилия в отношении женщин – он их запрещает. «Есть предание от Пророка, когда он трижды повторил: «Завещаю Вам женщин», что означает завет всем мужчинам относиться к женщине с величайшим уважением».
«Некоторые мужчины часто ссылаются на Аят 34 «Ниса», где описано, как надо обращаться с женщиной в случае, говоря современным языком, семейного конфликта, - говорит Э. Аскеров, - Так вот, в оригинале аята говорится, что надо попробовать четыре способа договориться с женой: увещеванием, то есть, попыткой поговорить. Если это не приносит результатов, следует «отделить брачное ложе» - то есть, какое-то время пожить либо раздельно, либо хотя бы в отдельных комнатах. В самом крайнем случае мужчина должен просто оставить женщину в покое и уйти от нее. Однако в некоторых переводах «уйти» перевели как «бить», потому что в арабском – оригинальном языке Корана, - это слово имеет несколько значений. Те, кто пытаются сослаться на Коран, оправдывая свое неподобающее поведение, на самом деле искажают слова этой священной книги. Поэтому тем, кто считает себя правоверным мусульманином, я советую изучить Коран, прежде, чем брать на себя право цитировать его, оправдывая собственное противозаконное поведение», - заключил Э. Аскеров.
Кризисные центры - отражение реальности
По словам руководителя центра «Чистый Мир» Мехрибан Зейналовой, за последние 10 лет количество жертв домашнего насилия с летальным исходов возросло почти в несколько раз. Так, если проведенный в 2005 году мониторинг СМИ выявил 15 погибших (проще говоря, убитых) в результате домашнего насилия женщин, то в прошлом году эта цифра составила уже 135 человек. И это – лишь приблизительные результаты, хотя они и отражают рост количества преступлений.
«Причина этому одна – безнаказанность, которая, как известно, порождает новые преступления. Законы, которые приняты нашим правительством, действительно превосходные. Загвоздка в том, что механизм их исполнения еще не начал работать. Кроме того, в законе четко не разграничены разновидности насилия над женщиной, соответственно, не указана и степень наказания. Другими словами, реальная уголовная ответственность мужчине сегодня грозит лишь в случае летального исхода того или иного конфликта. Во всех других женщине сложно даже доказать факт насилия, и я говорю сейчас только о физическом! А как женщине, воспитанной в условиях нашей ментальности, доказать кому-либо факт, допустим, сексуального насилия со стороны собственного мужа? Я уже не говорю об эмоциональном или экономическом насилии – у нас претензий по этому поводу просто не поймут! - справедливо замечает М. Зейналова, - Кроме того, ситуация усложняется тем, что в прошлом году была снята уголовная ответственность за нанесение телесных повреждений, которая была заменена штрафом. Все это лишь «развязало» руки тем, кто систематически издевается над женщинами», - говорит наша собеседница.
В этой связи, говорит М. Зейналова, обвинения в адрес представителей полиции, которые не вмешиваются в семейные конфликты, на самом деле – увы! - неправомерны: «Нет сегодня закона, который позволил бы полицейскому как-то повлиять на разбушевавшегося мужчину, который позволяет себе унижать, оскорблять или даже бить женщину у себя дома. Если у нее не будет на руках заключения судмедэкспертизы, он не имеет права что-то предпринимать».
Проблема усугубляется и правилами подачи заявления на получение «Охранного ордера» – документа, должного защитить женщину от мучителя на время ведения судебного разбирательства. «По закону подобный ордер может выдать женщине исключительно суд. А теперь подумайте, сколько женщин, измученных в результате постоянных издевательств, решится прийти в суд и дождаться получения этого ордера! Даже в полицию не каждая решится пойти, в том числе, в силу ментальных особенностей нашего семейного уклада. Что уж говорить про суд. Кроме того, никто не обеспечит «жертву» защитой до получения ею этого документа, не говоря уже о том, что сам документ не может стать гарантом ее безопасности», - справедливо замечает М. Зейналова.
Надо положить этому конец, а для этого обязательно надо менять этот чудовищный стереотип. Необходимо снимать социальные видеоролики, проводить просветительскую работу, особенно, в регионах, где ситуация и вовсе сложная. Но все это, увы, длительный процесс. Радует одно: сегодня женщины стали больше обращаться за помощью несмотря на все трудности», - говорит М. Зейналова.
Спасение утопающих – дело рук самих утопающих?
Женщина, подвергшаяся домашнему насилию, на самом деле переживает сильнейший стресс: по сути, рушится весь ее мир. И ее нельзя осуждать за страх рассказать об этом кому-то постороннему, ведь в первую очередь ею руководит пусть тупиковое, но желание сохранить не столько семью, сколько созданную ею самой иллюзию счастья. Заявить в полицию на любимого еще недавно человека – не важно, это муж, брат или отец – это серьезный шаг и огромная ответственность. Если же речь идет о муже, который успел стать отцом ее детей, женщине вдвойне сложнее. Прибавьте к этому страх осуждения со стороны родственников, соседей, коллег, страх остаться одной без средств к существованию и – главное – абсолютную неуверенность в том, что ей окажут поддержку, и вы поймете, почему так сложно сделать этот решительный шаг. Но сделать его необходимо. Несмотря ни на что, добиться справедливости возможно.
По словам психолога-консультанта Эллады Гориной, в данном случае речь идет о решении взять на себя ответственность за свою жизнь. «Можно, конечно, наступить себе на горло и остаться «ради детей» (стабильности, денег, спокойствия родни – нужное подчеркнуть) с мучителем, который будет вас периодически избивать или мучить. Но в этом случае вы должны понимать, что жить вам так придется всегда. Второй вариант - поменять свою жизнь - сложен, и страх перед глобальными переменами объясним. Но в этом случае у вас есть надежда, что все изменится к лучшему. Потому что результат тут зависит уже только от вас».
И последнее. Сетовать на бездействие государственных органов или неправительственных организаций – легче всего. Но для того, чтобы вам помогли, вы должны заявить о проблеме, ведь, как говорится, мало протянуть тонущему руку, надо, чтобы он протянул в ответ свою. И помните, что порой безнаказанность мучителей происходит с молчаливого согласия жертвы.
Натали Александрова