Российский политолог: «То, что основной оппонент Саргсяна вдруг набрал столько голосов – это сигнал президенту Армении»
Интервью 1news.az с российским политологом, руководителем Лаборатории политических и социальных технологий Алексеем Неживым.
- Алексей Александрович, как вы расцениваете стратегию великих держав в отношении стран региона Востока и Кавказа, если взять во внимание последние выступления президента США и смену приоритетов западных стран?
- Если следить за последними выступлениями президента США и за изменениями в его администрации, то явно видно, что западные страны меняют приоритеты. Если до недавнего времени их усилия были направлены на то, чтобы создать на Ближнем Востоке и на Кавказе условия для альтернативных российским поставок энергоресурсов и соответственно, на то, чтобы лишить Россию возможности навязывать цены на энергоресурсы, то сейчас развитие кризиса эмиссионной модели капитала в этих странах заставляет их руководство бросить все во имя цели возвращения реального производства на территории своих стран.
То есть основная цель вынуждено лежит в Китае. Поскольку руководство этой страны не хочет делать юань свободно конвертируемым и занижает его стоимость, производить выгодно на территории Китая и невыгодно в остальных местах. В то же время столь разросшийся на эмиссии и рефинансировании долгов финансовый сектор в странах Запада, который стал преобладать в их экономиках, ждет неминуемый обвал. Рефинансировать долги тоже уже нет возможности – а это неминуемое падение уровня жизни, причем достаточно кардинальное для катастрофических последствий для государственности, - безработица и т.д.
- Каким вам видится вам решение нагорно-карабахского вопроса?
- Одним из основных условий заключенного в регионе геополитического договора между Россией и США является нивелирование влияния третьих сил на ситуацию. Кроме того, как мне кажется, положение статус-кво в карабахском вопросе в интересах России для удержания влияния на регион Южного Кавказа. К тому же, это ведь и поводок для Армении.
- Судя по высказываниям некоторых российских экспертов, Саргсян заручился поддержкой России по итогам мартовской встречи в Кремле. Согласны ли вы с этим мнением?
- В свете того, что для Запада в современной ситуации изоляция Армении становится не столь приоритетным вопросом, а значит, пропадает жесткая привязка Армении к России.
Армения попросила от России преференций взамен на гарантии соблюдения российских интересов. Это естественный политический союз.
Кстати, ничего в этом мире не происходит случайно и то, что основной оппонент Саргсяна вдруг набрал столько голосов – это сигнал президенту Армении о том, что ситуация для него может резко повернуться не той стороной. Так что встреча была расстановкой точек над «и» – фиксацией в российско-армянских отношениях нового качества ситуации. Я полагаю, что по результатам встречи заключено некое стратегическое соглашение. Целью Саргсяна была минимизация рисков со стороны России и получение максимальных возможностей по развитию сотрудничества с Западом, со стороны России целью было навязывание Армении условий гарантирующих интерес России в регионе.
- Есть ли смысл говорить о революционном перевороте в Армении?
- Думаю, нет. В регионе заключен геополитический мир – раздел сфер влияния.
- Что вы думаете о предстоящих выборах в 2013 году в Азербайджане?
- Я не вижу факторов дестабилизации. Нынешнее руководство доказало свою состоятельность. Ни одна внешняя сторона не заинтересована пока в каких-то изменениях внутри Азербайджана, внутренних предпосылок я тоже не вижу.
- Что вы думаете о нынешнем состоянии российско-азербайджанских отношений?
- Я думаю, что обе страны друг от друга никуда не денутся. Сотрудничество было, и будет развиваться во всех областях.
- Теперь о ситуации на Ближнем Востоке, о позиции России в отношении сирийской проблематики. Каким может быть итог событий в стране? Удержится ли Асад у власти?
- Сирия стоит на пути газопровода из Катара. Но повторюсь, Китай стоит на пути возвращения реальной экономики в США и Европу. Так вот, в условиях кризиса и невозможности дальнейшего функционирования эмиссионной модели, приоритет США и вынуждено оставшейся без поддержки Европы изменился. Это явствует из выступлений президента США, изменений в его администрации. Для России цель - не допустить конкурирующие с российскими ресурсы на европейский рынок. Это вопрос жизни и смерти. Я думаю, что Асад устоит. Грузия уже сменила ориентацию. Во имя целей в Китае США временно сдали ситуацию в регионе.
- Какими могут быть дальнейшие ходы глобальных игроков в отношении Ирана?
- На данный момент военная перспектива решения вопроса отдаляется. Основным дестабилизирующим фактором в регионе остается Израиль. Интересы Израиля, в силу того, что США в условиях кризиса оказалось не до него, сильно страдают. Возможно, с его стороны будет попытка спровоцировать дестабилизацию, но как? Без поддержки США, скорее всего, никак. Также возможны какие-то действия со стороны оставшейся не у дел Саудовской Аравии – но её возможности по отношению к Ирану более чем локальны.
Матанат Насибова, Ф.Б.