Назим Сулейманов: «К футболу нужно относиться как к любимой девушке…» - ФОТО

Назим Сулейманов – первый капитан сборной независимого Азербайджана по футболу, автор первого гола за Национальную Сборную.
Оказавшись в Осетии, можно услышать, с каким теплом и уважением об этом футболисте отзываются местные жители. «Наш Суля» - так ласково и по-дружески до сих пор называют осетины азербайджанского игрока. Назима Сулейманова всегда и везде любили – и не только в столице Северной Осетии, где его будут помнить, пока существует сам футбол. Его игра в те шесть владикавказских сезонов воспринималась как редкое откровение: богатая красками, эмоциональная и невероятно яркая.
Назим Сулейманов
• Чемпион России – 1995 год
• Серебряный призер чемпионата России – 1992, 1996 год
• Участник «золотого матча» чемпионата России 1996 года
• В списках 33-х лучших футболистов чемпионата России
Статистика выступлений:
• В высшей лиге СССР - 147 матчей, 29 голов
• В первой лиге СССР - 57 матчей, 11 голов
• В высшей лиге России - 150 матчей, 50 голов
• Рекордсмен «Алании» по количеству забитых мячей за клуб в высшей лиге
чемпионатов СССР - России - 60.
- Назим муаллим, вспоминаете Владикавказ и «Аланию»?
- Часто вспоминаю. Хорошие были времена! Я благодарен всем, кто приходил на стадион, чтобы болеть за нашу команду. Благодарен всем, кто поддерживал меня и болел за меня.
- А с чего началась ваша любовь к футболу?
- Я родился и вырос в Сумгайыте. Из пяти братьев я самый младший. Помню, целый день бегал за мячом с мальчишками-ровесниками. Мы устраивали настоящие футбольные «бои» и представляли себя чемпионами мира. Однажды, во время подготовки свадьбы моего среднего брата, меня, гоняющего с друзьями мяч, заметили друзья брата.
«Почему Назим играет только в своем дворе? Ему нужно заняться профессиональным футболом», - подсказали родителям они. В 10-ом классе меня пригласили в Мингячевир в команду «Автомобилист», которая играла в те годы в девятой зоне второй лиге чемпионата СССР. Я собрал вещи, взял документы и отправился в Мингячевир. Играя в команде мастеров и являясь капитаном, после школы, по идее, я должен был поступить в физкультурный институт. Но судьба распорядилась иначе. В 1985 году я стал студентом автотранспортного факультета Азербайджанского Политехнического Института. В это же время меня пригласили в группу подготовки «Нефтчи». Правда, отыграв восемь сезонов, потом начались проблемы. Стали зажимать, перекрыли кислород. К тому времени СССР распался и мне нужно было думать о своем будущем. Я достал номера домашних телефонов и решил позвонить в Москву Олегу Ивановичу Романцеву и в Киев покойному Валерию Васильевичу Лобановскому. Позвонил и тому и другому. Оба позвали к себе.
- И на кого пал ваш выбор? На «Спартак» или «Динамо»?
- Голова в Киев просилась, а душа – в Москву. К техничному футболу. Киевляне играли более в силовой и жесткий футбол. Олег Иванович встретил меня очень тепло. Через несколько тренировок Романцев отправил меня в Баку за документами. Чтобы на совсем в «Спартак» перешел. Я был невероятно рад! Примчался в Баку за документами. А тут возникли проблемы. Стали вставлять палки в колеса. «Спартаку» пришлось выложить за мой трансфер 20 тысяч рублей. В трех играх за дубль два гола забил. Просил Романцева, чтобы тот выпустил меня в основном составе. Он же советовал подождать. Мол, придет и твое время… А я был молодой, ждать не хотел. Мне хотелось всего и сразу. А потом я узнал, что меня не берут на зарубежный сбор «Спартака». Конечно, я тут же вспыхиваю как спичка и пишу заявление об уходе. На это Олег Иванович Романцев несколько раз повторяет: «Не торопись, подумай». Но я решил уйти во что бы то ни стало. И тут мне позвонили от Валерия Газзаева, который на тот момент тренировал владикавказский «Спартак» (который после переименовали в «Аланию»). Встретились, поговорили и Газзаев позвал меня во Владикавказ. Я, конечно, согласился. Мне хотелось просто играть в футбол. Москвичи отпустили меня без проблем.



- Грустно было покидать Владикавказ?
- Конечно. У меня там остались друзья и хорошие знакомые. Там меня любили и уважали. В 1997 году я переехал в Сочи, чтобы играть за «Жемчужину». Но продержался в Сочи только год. Взаимоотношения с новым тренером «Жемчужины» Анатолием Байдачным безнадежно испортились. У него был очень сложный характер. Во время выезда во Владикавказ меня не выпустили в стартовом составе. В конце первого тайма, когда «Жемчужина» проигрывала 0:2, капитан команды Александр Ещенко попросил Байдачного, чтобы тот выпустил меня на поле. Но Байдачный отказался. Во втором тайме наша команда пропустила еще один гол. Между тем разнесся слух, что мне перекрыли «кислород» не столько вследствие создавшейся личной антипатии сочинского тренера, сколько во имя особого обязательства, которое связало Байдачного с Газзаевым, тогда еще наставником «Алании».
Кстати, в это же время, когда ко мне проявлял интерес «Локомотив» из Нижнего Новгорода, выкупить меня было сложно. Байдачный «оценил» меня на такую неподъемную сумму, что нижегородский клуб просто не мог осилить финансово. В 1999 году я не провел ни одного официального матча. Окончательно повесив бутсы на гвоздь, я взялся осваивать тренерскую работу. Мне поручили дубль «Жемчужины», выступавший в чемпионате Краснодарского края. Потом акционеры клуба предложили пост «главного», и укомплектованный молодыми кадрами сочинский призыв под моим руководством занял в зоне «Юг» 9-е место.
- Но вы все-таки вернулись в Азербайджан? Как вас тут встретили?
- В 2003 году у меня скоропостижно скончалась мама и я приехал в Азербайджан на похороны. Встретился с друзьями и родственниками. Друзья стали уговаривать меня остаться на родине. Я подумал и решил искать работу здесь. Предложили возродить в Лянкаране футбольный клуб «Хазар». В то время там не было элементарных условий для тренировок. Местный стадион находился в плачевном состоянии. Начинали с нуля. Восстановили всю спортивную инфраструктуру. Шефство над командой взяла компания «Palmali» во главе с Мубаризом Мансимовым. Набрали неплохих футболистов, стали тренироваться и для дебютного сезона вполне прилично начали. Однако внутрикомандные интриги заставили руководство клуба пригласить опытного турецкого специалиста Расима Кара. Мне же предложили пост вице-президента. Работа в структуре клуба не приносила мне морального удовлетворения, и я решил вовсе уйти из клуба.
После, я помогал в сборной Азербайджана Шахину Диниеву, а вскоре после его отставки вместе с македонским специалистом Джокичя Хаджиевским тренировали и Национальную Сборную и столичный клуб «Баку». Вскоре мне поступило предложение возглавить другой столичный клуб – «Аzal», с которым проработав полтора года мы завоевали путевку в Евролигу. Однако в руководстве клуба были люди, которые ревностно воспринимали наш успех, ставя личные амбиции выше, чем азербайджанский футбол. К примеру, не были проведены сборы, селекционная работа была на нуле, не были организованны спарринги. Очевидно, что изнутри кто-то пытался подставить нас перед шефством клуба. У меня как раз закончился контракт, и, видя все это не было желания дальше там оставаться. А в феврале 2012-го года поступило предложение от Национальной Федерации войти в штаб сборной помощником Берти Фогтса. С тех пор я в сборной Азербайджана.
- Одно время вы работали «селекционером» - подбирали перспективных молодых футболистов. По каким критериям селекционер оценивает потенциального новичка?



- Кого из азербайджанских футболистов вы бы выделили как перспективных? Кто достоин играть в успешных европейских клубах?
- У нас достаточно талантливых футболистов, достойных играть в европейских командах. Я считаю, что футболисты к 21-22 года должны уже чего-то достичь в профессиональном плане. В этом возрасте они должны играть в мировых чемпионатах. Но, увы, «моста», через который молодые таланты могли бы перебираться в именитые клубы, у нас пока нет. Кого бы я назвал? Например, Кара Караев, Максим Медведев, Афран Исмайлов, Вугар Надиров, Араз Абдуллаев, Тарлан Гулиев и Эльвин Юнусзаде.



- Вы – отец трех сыновей. Наверняка, ваши дети пойдут по вашим стопам?
- Если у них будет талант, то почему бы и нет? Но, пока они увлечены другим. Старшему сыну 21 год. Он учится в Западном Университете на факультете политологии. Средний – студент физкультурного института, а младший – ученик 9 класса. Конечно, им нравится футбол. Средний и младший иногда гоняют мяч со сверстниками. Но это не более чем увлечение. Да и я не настаиваю. Если у ребенка нет влечения к этому виду спорта, не стоит давить и пытаться делать из него футболиста. Если родители вовремя поймут это, возможно, в будущем из их детей вырастут талантливые программисты, врачи или инженеры.
Материал подготовлен Б.Багирзаде