Ряду европейских стран не помешало бы самим принять закон «О диффамации», свидетельствует исследование
БАКУ, 24 май – 1NEWS.AZ
Как известно, в Азербайджане ведутся дискуссии относительно необходимости подготовки законопроекта, предусматривающего отмену уголовного преследования за диффамацию.
Буквально на днях, Совет государственной поддержки НПО, Конфедерация юристов Азербайджана, Международное агентство развития США (USAID), а также Ассоциация американских юристов организовали в Баку «круглый стол» на тему «Реформы в сфере прав человека: перспективы закона «О диффамации»».
Выступая перед участниками «круглого стола», глава Совета государственной поддержки НПО Азай Гулиев сообщил, что в скором времени правительство Азербайджана намерено внести в парламент проект закона о диффамации.
По его словам, данный закон востребован и позволит улучшить процесс регулирования сферы журналистики. В свою очередь глава парламентского комитета по правовым вопросам Али Гусейнли отметил, что данный законопроект очень важен, и уже назрела необходимость перейти от общественных дебатов к обсуждению законопроекта в парламенте страны. Наряду с этим глава бакинского офиса ОБСЕ Корай Тургай указал на важность того, чтобы понятие «диффамация» было выведено из сферы уголовного права.
В свою очередь заведующий отделом по общественно-политическим вопросам Администрации Президента Азербайджана Али Гасанов отметил, что профессия журналиста требует от представителей СМИ максимальной приверженности к нормам этики: «Власти Азербайджана выступают против любого ущемления свободы слова, но оскорблять или унижать граждан непозволительно».
Далее состоялись общественные дебаты законопроекта о диффамации, в которых приняли участие депутаты Милли Меджлиса, представители международных организаций и руководители НПО. Отмечалось, что данный законопроект необходимо принять в скорейшем времени.
В свете данных обсуждений уместно отметить, что различные европейские институты зачастую критикуют Азербайджан и ряд прочих стран, где отсутствует подобного рода закон, за медлительность в продвижении в данном вопросе.
Однако, как показывает анализ правовых систем европейских стран, диффамация до сих пор карается в рамках уголовного законодательства в ряде самих европейских стран.
Детальная информация по данному поводу в частности приводится в исследовании Комиссии по правам человека при Президенте Республики Казахстан.
Напомним, что термин диффамация имеет латинское происхождение — «diffamatio», от «fama» - «репутация». От него образовалось английское слово «defame», что в переводе означает «порочить». На сегодня термин «диффамация» по-прежнему сохраняется в большинстве стран романо-германского и англо-американского права, но теперь этим термином обозначается клевета или её разновидность.
«Вопросы обеспечения права на неприкосновенность частной жизни и защита чести и достоинства каждого всегда остаются актуальными.
В этой связи к категории самых обсуждаемых проблем относятся действия правительств стран-участниц ОБСЕ по приближению норм национальных законодательств в этой сфере к стандартам Международного пакта о гражданских и политических правах.
Стратегической планкой ОБСЕ в этих вопросах является достижение полной декриминализации клеветы и оскорбления. При этом, законодательства отдельных стран Европы все еще предусматривают уголовное наказание за диффамацию», - говорится в докладе, выдержки из которого представлены ниже.
В частности Уголовный кодекс (УК) Республики Польша содержит специальные нормы по этому вопросу. Так согласно статье 212 Уголовного кодекса Польши простая клевета наказывается ограничением свободы либо лишением свободы на срок до одного года.
УК Республики Польша за клевету и оскорбление, совершенные с использованием средств массовой информации, предусматривает наказание в виде штрафа или ограничения либо лишения свободы сроком уже до двух лет. УК Польши содержит наказания за публичное оскорбление должностного лица во время или в связи с выполнением служебных обязанностей, а также за оскорбление или унижение конституционного органа страны.
Публичное оскорбление Президента Республики Польша подлежит наказанию лишением свободы на срок до трех лет. Подлежит уголовному наказанию также оскорбление религиозных чувств других лиц, публичное оскорбление предмета религиозного почитания или места, предназначенного для публичного исполнения религиозных обрядов.
Более строгая ответственность в этой стране предусмотрена за публичное оскорбление лица или группы лиц в связи с их национальной, расовой, религиозной принадлежностью или в связи с их атеистическими взглядами.
Согласно уголовному законодательству Испании клеветой признается обвинение в совершении преступления, распространяемое лицом, которое знало об его ложности.
Статья 210 УК Испании публичное оскорбление, именуемое «серьезным», также квалифицирует как преступление.
За клевету, распространенную среди широкого круга лиц, виновные наказываются лишением свободы на срок от шести месяцев до двух лет либо денежным штрафом.
Действительность диффамационных фактов во Франции устанавливается в соответствии с законодательством о свободе прессы. Диффамацией французская юриспруденция признает обвинения и неправдоподобные утверждения, задевающие честь и достоинство физических лиц.
Уголовно наказуемым деянием во Франции может быть признано непубличное оскорбление в отношении какого-либо лица, если ему предшествовала провокация.
Наказанием в виде денежного штрафа карается и деяние, выразившееся в отправлении или доставке сообщений, противоречащих правилам приличия, по месту жительства получателя сообщений.
За диффамацию при условиях, определенных французским уголовным законодательством, привлекаются к уголовной ответственности и юридические лица.
Во Франции за совершение публичных и не публичных диффамаций и оскорбление, имеющих расистский или дискриминационный характер, привлекаются к уголовной ответственности как физические, так и юридические лица.
Уголовное законодательство Франции предусматривает также наказание за ложный донос. В частности, содержащий обвинение донос, направленный против должностного лица судебного ведомства или должностного лица судебной или административной полиции, либо органа, имеющего право уголовного преследования, наказывается пятью годами тюремного заключения и штрафом.
Предъявленные против доносчика обвинения оцениваются исключительно судом.
УК Франции предусматривает ответственность за оскорбление, выраженное в словах, жестах, угрозах, неопубликованных текстах или в изображениях любого характера, либо за оскорбление путем пересылки по почте каких бы то ни было предметов, адресованных лицу, находящемуся на государственной службе, при осуществлении или в связи с осуществлением им своих служебных обязанностей, если оскорбление может привести к ущербу его достоинства или к посягательству на уважение, которое ему надлежит оказывать в связи с возложенными на него функциями.
Уголовный кодекс ФРГ предусматривает целый ряд составов преступлений, которые связаны с распространением заведомо ложных сведений. В частности, оскорбление подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок до одного года или штрафа. Если оскорбление выразилось в форме действия, то оно наказывается лишением свободы до двух лет. Уголовному наказанию подлежит и злословие.
Параграф УК ФРГ под названием «Клевета» гласит: «Тот, кто преднамеренно в отношении другого лица утверждает или распространяет заведомо ложный факт, который порочит это лицо или унижает его достоинство в глазах общественности, или если эти сведения не являются доказанными, наказывается лишением свободы на срок до двух лет или денежным штрафом. Если деяние совершено публично или путем распространения письменных материалов, наказывается лишением свободы на срок до двух лет или денежным штрафом».
УК Германии предусматривает ответственность за публичное или в письменном виде распространение ложных, порочащих политического деятеля измышлений в связи с его общественной деятельностью. Лицо, виновное в совершении такого деяния, наказывается лишением свободы на срок от трех месяцев до пяти лет. В Германии уголовно наказуема пропаганда, направленная против бундесвера. Разрешением проблем, возникающих в отношении СМИ в вопросах информирования граждан и свободного формирования общественного мнения, занимается Германский Совет по делам печати. Этот же орган рассматривает жалобы на публикации или действия сотрудников СМИ.
В Норвегии основным правовым документом, регулирующим ответственность за предоставление информации в СМИ, является Акт по СМИ, согласно которому физические и юридические лица вправе оспаривать в СМИ и Апелляционном Совете по СМИ опубликованную или освещенную по радио и/или телевидению информацию, в случае ее некорректности или недостоверности.
В Итальянской Республике вопрос ответственности за диффамацию в СМИ рассматривается также в уголовной плоскости. За клевету и нанесение урона репутации в средствах массовой информации предусмотрено наказание в виде лишения свободы от шести месяцев до трех лет или выплаты штрафа.
Термин «диффамация» в британском законодательстве различается как письменная клевета (libel), то есть клевета, помещенная в печати, и как злословие (slander), которое выражено в устной форме. На сегодняшний день в Великобритании существует два основных законодательных акта в этой сфере: Акт о диффамации 1996 года (Deffamation Act 1996) и Уголовный акт о клевете (Criminal Libel Act 1819).
Клевета подпадает под положение Уголовного акта, если она является богохульной, подрывной или подстрекающей к бунту, а также содержит непристойности. Теоретически одно и то же издание в этой стране может быть подвергнуто как административному, так и уголовному судопроизводству, а издатель заключен в тюрьму и принужден к оплате штрафа за причиненный ущерб.
Согласно статье 300 УК Канады «Каждый, кто публикует дискредитирующую информацию, являющуюся заведомо ложной, признается виновным в совершении уголовного преступления и подлежит наказанию в виде тюремного заключения на срок до пяти лет».
В соответствии со статьей 301 УК Канады: «Каждый, кто публикует дискредитирующую информацию, порочащую личность, признается виновным в совершении уголовного преступления и подлежит наказанию в виде тюремного заключения на срок до двух лет».
А.А.