Говхар Бахшалиева: «Прошедший год явственно доказал, что Египет после революции откатился назад»
Интервью 1news.az c депутатом Милли Меджлиса, директором Института востоковедения НАНА им. академика З.М.Буниятова, профессором Говхар Бахшалиевой.
- Анализируя процессы последних лет в арабских странах, хотелось бы узнать Ваше мнение по поводу изменений, к которым привела «Арабская весна». Насколько оправдались чаяния миллионов людей, веривших в положительный эффект этих преобразований?
- К сожалению, процессы, протекающие в арабском мире, протекают в нежелательном направлении. На сегодня нам приходится говорить не об «Арабской весне», а скорее – об «Арабской зиме». Если в самом начале процесса, как в арабских странах, так и во всем мире, высказывались радостные суждения по поводу изменений, к которым приведет смена авторитарных режимов, в особенности в вопросе экономического развития, то реальные последствия оказались далеко не такими радужными.
Не секрет, что каждый шаг президента Мурси в данном направлении, в частности законодательные акты последнего периода, встречали недовольство прогрессивных жителей Египта. Совершенно естественно, что молодежь, пролившая в ходе революции свою кровь на площади Тахрир, в центре Каира, встала в авангарде противников перехода Египта к исламскому режиму. К представителям молодого поколения присоединилась и часть интеллигенции, активно контактировавшая с Западом. Всем стало ясно, что общество ждало совершенно другого.
Хотелось бы также отметить, что основной контингент сторонников М. Мурси живет в провинциях Египта, тогда как городское население на выборах выступило против кандидата «Братьев мусульман». На сегодня в Египте немало тех, кто считает, что свержение Хосни Мубарака было напрасным.
В данной связи примечательны слова одного из русских просветителей, который, сказал в свое время, что «демократия, данная народу невежественному, обернется во стократ большими бедами, нежели власть деспота над этим народом». К сожалению, события в арабских странах подтверждают эти слова.
Арабский мир оказался не готов к такому быстрому переходу к демократическим режимам. Уровень населения явно не тот. Не та психология. В обществе сильна поляризация. Население эмоционально. Грамотность низка. Уровень бедности высок. Безработица превысила планку в 30%. Хотя в Египте есть и прослойка интеллигенции, которая активно контактирует с внешним миром и стремится жить в настоящем демократическом государстве. Борьба сторонников и противников исламского режима привела к тому, что в таком весьма светском, на первый взгляд, государстве, как Египет, началось гражданское противостояние.
Возможно, вина бывшего руководства Египта была в том, что оно не смогло вовремя выявить факт нарастания социального недовольства. Ну а повышение цен на продукты питания стало последней каплей. Многие ожидали, что всплеск эмоций в Египте проявит себя в вопросе неурегулированности палестино-израильского конфликта, однако процессы обрели совершенно другой характер.
Прошедший год явственно доказал, что эта страна, откатилась назад – как в политическом, так и в экономическом плане. Ничего хорошего от «Арабской весны» египетский народ не получил, а государство дестабилизировалось.
События в Египте, Ливии и Сирии показывают, что условия для демократических режимов в этих странах не созрели. В случае проведения свободных выборов в этих странах высока вероятность того, что к власти придут исламисты. Ведь население в большинстве своем получает исламское образование. Ну а для сохранения светского режима и реформ в подобных государствах существует необходимость в авторитарных, сильных руководителях, подобных Хосни Мубараку. Именно эти лидеры силой слова, а иногда и оружия, устанавливают в стране порядок, двигая страну вперед.
Анализируя процессы в арабских странах, хотелось бы отметить, что замены авторитарным лидерам там попросту нет.
Летом 2010 года – еще до начала кровавых событий в Сирии – я была в Дамаске. Всюду среди населения чувствовалась симпатия к президенту Асаду. Причем это не было чем-то искусственным. Сирия не столь богата, но население было довольно существующим положением дел.
Что касается Дамаска, то город представлялся глазам гостей как совершенно цивильное место. Я с удовольствием прошлась тогда улицам одного из чистейших городов мира. Это музей под открытым миром, где собраны воедино памятники трех цивилизаций. И я не думаю, что люди, которые придут на смену Башару Асаду, сделают для Сирии большее, чем он.
Дестабилизировать общество в арабских странах очень легко, а обеспечить стабильность архисложно. Считаю, что события в этих странах будут продолжаться сумбурно до тех пор, пока в этих странах к власти не придут авторитарные лидеры.
- Вы отметили, что «Арабская весна» принесла странам, которые она охватила, больше отрицательного. Несмотря на это, зачастую высказываются мнения, что эти процессы могут и должны распространиться и на другие регионы, в том числе на Южный Кавказ. Каково ваше мнение по данному вопросу?
- Что касается непосредственно Азербайджана, то могу со всей ответственностью сказать, что вероятности влияния событий в арабском мире на нашу республику нет.
Уровень азербайджанского общества совершенно иной. В нашей стране, по сравнению с тем же Египтом, показатели экономического развития совершенно иные. Уровень бедности в нашей стране незначителен. Успешно реализуются социальные программы, направленные на поддержку необеспеченных слоев населения.
В то же время хотелось бы отметить, что государство тщательно изучает события, протекающие в обществе и реагирует на его запросы.
К тому же менталитет азербайджанского общества совершенно иной. Думаю, что в нужный момент граждане смогут должным образом отреагировать на негативные процессы и сделать все возможное для сохранения стабильности.
Р. Абдуллаев