Интервью 1news.az с известным российским политологом, экспертом Института русского зарубежья Виталием Журавлевым.
- В августе ожидается официальный визит Владимира Путина в Баку. Сообщается, что в столицу Азербайджана он прибудет из Ирана, куда предварительно отправится с визитом. Что лично Вы ожидаете от визита Путина в Азербайджан?
- Речь пойдет о комплексе вопросов, связанных с проблемами стран Прикаспийского региона, с развитием двусторонних российско-азербайджанских отношений в сфере экономики, гуманитарных связей, военно-технического сотрудничества и т.п. Безусловно, будет затронута иранская тема в контексте общей ситуации вокруг Ирана, Афганистана, событий в Египте и Сирии. Не будет обойден вниманием и конфликт вокруг Нагорного Карабаха, но вряд ли здесь будут озвучены какие-то принципиально новые инициативы и предложения.
Хочется надеяться, что стороны найдут формы подключения Азербайджана к интеграционным евразийским процессам. Объективно в этом заинтересован Азербайджан, являющийся членом Содружества Независимых Государств и имеющий миллионную диаспору в Российской Федерации. В этом заинтересована и Россия, стремящаяся быть локомотивом интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Важно, чтобы проблемы, также имеющиеся в российско-азербайджанских отношениях и внешние силы не помешали конструктивному взаимодействию.
Стабильность общей ситуации на Южном Кавказе, а оппосредственно и в Центральной Азии, во многом зависит от политической стабильности в Азербайджане
Отношения между Россией и Азербайджаном в последние 10-15 лет протекают в режиме конструктивного диалога. Существует определенный личный потенциал отношений Владимира Путина и Ильхама Алиева, что очень важно. Ильхам Алиев воспринимается в России с большим уважением, как продолжатель курса своего отца, Гейдара Алиева. Стабильность общей ситуации на Южном Кавказе, а оппосредственно и в Центральной Азии, во многом зависит от политической стабильности в Азербайджане. Так что, визит Владимира Путина в Баку накануне президентских выборов можно рассматривать как поддержку Ильхама Алиева.
- Стоит ли ожидать усиления посредрической роли РФ в нагорно-карабахском урегулировании по итогам визита Путина в Баку?
- Усиливать посредническую роль России в данной ситуации сложно, поскольку посредники не могут применять мер давления к сторонам конфликта, чтобы те кардинально изменили свою позицию. Реальность состоит в том, что нагорно-карабахский конфликт не имеет военного решения. В случае вооруженного столкновения стороны нанесут друг другу неприемлемые потери. Но он не имеет и политического решения, поскольку стороны конфликта занимают взаимноисключающие позиции, прежде всего по статусу Нагорного Карабаха. Здесь не будут приносить успеха ни тактика «дорожной карты»; ни «малых шагов»; ни «отложенного статуса»; ни «челночной дипломатии», ни ставка на «прагматизм» и т.п. Нужно, чтобы произошли какие-то очень серьезные геополитические изменения, связанные с трансформацией всей ситуации, включая изменение политических установок самих субъектов конфликта, чтобы разрешить конфликт вокруг Нагорного Карабаха. А пока в регионе будет сохраняться сложившийся «статус-кво», который можно назвать «холодной войной», «замороженным конфликтом», «вооруженным миром» и т.п. Это не означает, что не должны появляться новые миротворческие инициативы, но нужно чутко понимать, что эти инициативы носят характер удерживания ситуации от резкой эскалации, а не разрешения конфликта по существу.
- Каким Вам видится ближайшее развитие российско-азербайджанских отношений (в политике, дипломатии, энергетике)?
- Отношения, на мой взгляд, будут партнерскими, но не союзническими в полном смысле этого слова. Это означает, что развиваться, в первую очередь, будет двустороннее экономическое и гуманитарное сотрудничество. Если поставить вопрос о том, вступит ли Азербайджан в экономические и военно-политические интеграционные структуры, такие как ТСС, ЕврАзЭС, ОДКБ и др., то ответ - в обозримом будущем, скорее всего, нет. Прежде всего, потому, что там присутствует Армения, с которой у Азербайджана продолжается известный конфликт. В то же время, будут
Нужно, чтобы произошли какие-то очень серьезные геополитические изменения, связанные с трансформацией всей ситуации
продолжаться российско-азербайджанские контакты по линии дипломатии, которые просто неизбежны, учитывая, что Россия входит в Минскую группу посредников по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Будут определенные контакты по линии СНГ, дипломатические контакты по взаимодействию вокруг Ирана, Афганистана, Каспийского региона, Центральной Азии, Ближнего Востока.
Что касается энергетики, то это вопрос сложный. С другой стороны, на межправительственном уровне недавно состоялось подписание Соглашения о мерах по обеспечению параллельной работы Единой энергетической системы Российской Федерации и энергетической системы Азербайджанской Республики. Азербайджан и Россия также тесно сотрудничают в рамках Организации Черноморского Экономического Сотрудничества (ОЧЭС). Азербайджан является крупнейшим торговым партнером Российской Федерации на Южном Кавказе.
Гамид Гамидов