Сценарии для мусульманских стран: раздоры и расколы - Newtimes.az
БАКУ, 7 авг - 1NEWS.AZ
Информационно-аналитический портал Newtimes.az опубликовал статью «Сценарии для мусульманских стран: раздоры и расколы».
Представляем вниманию читателей данный материал без изменений:
«На фоне «арабской весны» в последнее время в связи с возможными сценариями развития политических событий даются различные прогнозы. В аспекте интенсификации геополитических процессов на Ближнем Востоке это вызывает большой интерес. Возникает много вопросов. Очевидно, что актуализируются вопросы развития государственности в мусульманских странах в целом.
Динамика геополитических процессов на Ближнем Востоке: различные подходы
В мировой печати растет количество статей, посвященных анализу политических процессов, наблюдаемых в мусульманских странах. Бросается в глаза наличие разных подходов. Предпринимаются попытки геополитической оценки событий, начиная от «Тахрира» и кончая «Таксимом».
Здесь есть несколько моментов, вызывающих интерес. Почти все эксперты отмечают сложный характер и высокую динамичность процессов, протекающих в исламском мире за последние годы. Но в общей оценке ощущается и тенденция предпочтения интересов глобальных геополитических сил.
Вызывают интерес статьи Анны-Марии Слаухтер, директора отдела политического планирования Госдепартамента США в 2009-2011 гг., заместителя директора Высшей Школы смежных наук и геополитики в Риме Даниэле Скалеи, российского аналитика Ярослава Шимова, турецкого журналиста Мехмета Сейфеттина Эрола и других известных специалистов, посвященные вопросу.
Прежде всего высказывается мысль о том, что содержание «арабской весны» изменилось. Когда этот процесс начинался, на Западе полагали, что в арабских странах разворачивается процесс демократизации.
Затем, опасаясь, что инициативу перехватят различные религиозные группировки, европейцы стали говорить о серии революций, содержание которых они до конца не поняли. Тем самым на Ближнем Востоке стали колебаться в вопросе оказания помощи оппозиционным силам. Параллельно с этим расширились и дискуссии вокруг вопроса о целях, преследуемых Соединенными Штатами в регионе.
Анна-Мария Слаухтер считает, что главная цель Вашингтона в Египте заключается в том, чтобы «утвердить либеральную демократию».
А Ярослав Шимов подходит к вопросу в широком аспекте. По его мнению, главный вопрос связан с «отчуждением общества от власти», что характерно не только для Ближнего Востока, но и для западных обществ.
Становится очевидно, что «арабская весна» есть по сути прямое следствие продолжающегося в арабских обществах уже долгое время социально-экономических и культурно-психологических процессов.
Но подход к проблеме не исчерпывается этим. Турецкий журналист Мехмет Сейфеттин Эрол выдвигает интересную версию. По его мнению, происходящее на Ближнем Востоке является следствием глобальной геополитической игры. Так, мусульманские страны начали политическое движение, названное «умеренный ислам». В первых рядах были Египет и Турция. Этот процесс подразумевал достижение синтеза исламских ценностей и демократии.
Цель заключалась в избавлении исламского мира от радикальных религиозных взглядов и одновременно с этим формировании западной модели демократического общества.
Возвращается ли радикальный Ислам?
Этот процесс, позитивный для Ближнего Востока, при вмешательстве больших геополитических сил пошел совершенно по другому руслу, в соответствии с интересами в основном США и Израиля.
На политическую арену вышли радикальные религиозные группировки. Почти одновременное появление в Египте и Сирии «Джемаати-и-Ислам»а и «Пакистанского Талибана» – один из признаков сказанного. Эти группировки в политической среде сеют хаос, а в рядах оппозиции – раздор.
Содержание протекающих в последнее время в Сирии событий подтверждает данный прогноз.
Согласно информации, распространенной в турецкой печати, курды из Ирака едут в Сирию воевать с «Ан Нусра» – ветвью «аль-Каида». Сообщается, что их численность здесь достигла 4 тысяч.
Сообщения, даваемые другими информационными источниками, также показывают, что гражданская война в Сирии обретает еще более ожесточенный характер. Раздоры между различными этническими группами в политической плоскости еще более углубляются. Если курды провозгласят автономию, то, по прогнозам, этот процесс поднимется на новый уровень.
Примерно такие же сценарии предусмотрены для Египта и Турции. Бывший министр иностранных дел Германии Йошка Фишер в статье «Египет после Мурси» пишет, что в этой стране есть три главные группировки. Это – «Братья-мусульмане», преданные Хосни Мубараку военные и современно мыслящая молодежь.
Автор выдвигает мысль относительно того, что политическая борьба будет идти именно между этими силами, и что немала вероятность обострения ситуации. Здесь речь идет о возможности расширения вооруженных столкновений. На фоне этого Й.Фишер пишет, что многое будет зависеть от политической организованности молодежи.
Об аналогичных сценариях говорят и в связи с Турцией. Некоторые эксперты даже стали давать прогнозы относительно того, будет эта страна государством австро-венгерского или американского типа.
Они не исключают возможность сценариев раскола Турции на несколько мелких государств или ее превращения в федерацию.
Разумеется, такие злополучные прогнозы не отражают реалии, но главное – постепенно всплывает то, какими хотели бы видеть внешние силы мусульманские страны.
К черновику по поводу Азербайджана и Турции, написанному такими, как С.Тарасов, добавились еще и «прогностические тезисы». На наш взгляд, суть вопроса заключается именно в трансформации подобных рассуждений.
Можно обратиться к мнению и других авторов. Но увеличение числа материалов не отражается на подходах аналитиков и экспертов к проблеме. В связи с мусульманскими странами, кроме сценариев, отмеченных нами выше, ничего другого они не пишут.
Очевидно, что активизировались силы, не желающие развития в мусульманских странах политических сил, основывающихся на исламских ценностях. Различными способами они пытаются размещать в политической среде мусульманских государств радикально настроенные группировки.
Это происходит на фоне политической компании по дискредитации политических сил, завоевавших успех в ряде ближневосточных стран и придающих важное значение исламской морали.
В этом плане можно согласиться с анализом и выводами М.Эрола. Если удастся вновь вернуть в политическую среду радикальный Ислам, то для мусульманских государств начнется очень сложный этап.
Придется вести тяжелую борьбу за защиту государственности и демократии.
Другая сторона вопроса связана с сильным выпячиванием Западом, переживающем экономический и финансовый кризис, в СМИ событий, могущих препятствовать развитию мусульманских стран.
Складывается впечатление, что некоторые круги оказывают влияние на исламский мир, действуя в направлении его внутреннего раскола, и вместе с тем пытаются также посредством информационной войны сформировать у людей ложные представления.
При этом они преимущественно используют политизацию религиозных группировок. Примечательно, что во всех прогнозах доминируют сценарии раскола мусульманских стран. Почему? Правда ли, что эти государства могут лишь расколоться? На наш взгляд, ответ на этот вопрос должны найти прежде всего мусульмане».
Newtimes.az