Бессмертный труд Джалила Мамедгулузаде и Рустам Ибрагимбеков
Джалил Мамедгулузаде был большим философом. Как в свое время отозвался один из великих сынов азербайджанского народа о Джалиле Мамедгулузаде – «Он создал такую гениальную школу, как «Молла Насреддин» и оставил нам большое культурное наследие. Ведь тенденции, описанные им, … дают о себе знать в нашем обществе, и по сей день».
Простые и верные слова, которые несут в себе пророческую мудрость. Как пример подобных тенденций, можно указать на происходящее в стане политической оппозиции – ну или тех групп людей, которые два десятилетия пытаются объединиться под данным термином.
18 августа 2013 года в бакинском поселке «20 участок» прошел разрекламированный, «долгожданный» митинг оппозиционного Национального совета. «Какая связь между митингом и трудами Джалила Мамедгулузаде» спросите вы? Прямая и, к сожалению, безоговорочная. Ели читатель помнит, Джалил Мамедгулузаде устами персонажей своего бессмертного произведения «Мертвецы» продемонстрировал, как эгоистично и, в тоже время, наивно можно пытаться маскировать свои грехи «благими порывами» и как глупо все это может выглядеть со стороны. В произведении «Мертвецы» публика с большим интересом ожидает прибытия одного из персонажей, шейха Насруллы. Все ожидают – хотят оживить усопших. Хотят – до тех пор, пока другой персонаж, блаженный Искендер, не режет им в глаза правду-матку.
Очевидно, люди поняли бесперспективность и ненужность «воскрешения» тех, кому уже не помогут даже молитвы. Итог - мертворожденная идея под названием Национальный совет так и не оживилась…
И вопросы задали, и предыдущие провальные попытки объединится, припомнили, и обещания, которыми неоднократно обменивались «Мусават» и Партия народного фонта Азербайджана (ПНФА), и предательства, и остапбендеровские комбинации оппозиционеров с Расулом Гулиевым на прошлых этапах политической жизни страны – все припомнили.
В принципе, никто об этом и не забывал – однако очень уж все оппозиционеры старались все это замять. Но, что сделано – сделано, общественность просвещена – благо свобода слова гарантирована в современном Азербайджане (хотя, может Ибрагимбекову и это не по нраву – он уже заявлял, что хочет «дать по губам» авторам «лживых и провокационных статей»). Результат – так получилось, что на самом митинге «единой оппозиции» в поселке «20 участок», среди собравшихся 800-1000 человек единением уже и не пахло. А уж к середине отведенного для этого митинга времени (3 часа), на площади остались не более 350-400 человек. Очевидно, люди поняли бесперспективность и ненужность «воскрешения» тех, кому уже не помогут даже молитвы. Итог - мертворожденная идея под названием Национальный совет так и не оживилась…
Да, «Мертвецы» – это бессмертное произведение. Оно было востребованным и в то время, когда было написано, оно необходимо нам и сегодня.
А.Гарадаглы