Архитектор Бабек Шамилов: «Центр азербайджанской кулинарии «Баку» - один из самых успешных моих проектов»
Имя азербайджанского архитектора Бабека Шамилова хорошо известно не только в Азербайджане, но и далеко за его пределами.
Руке мастера принадлежит множество творений в различных уголках мира, которые весьма ценятся знатоками, разбирающимися в архитектуре, живописи и скульптуре. Одно из особых мест в творчестве архитектора занимает Центр азербайджанской кулинарии «Баку» в Санкт-Петербурге, где азербайджанская культура представлена во всей своей красе…
- Мало кто из азербайджанских архитекторов может похвастаться тем, что его детище было опубликовано в известном московском журнале «Лучшие интерьеры». Интересно, какие моменты в ходе работы над этим проектом были наиболее запоминающимися?
- Возрождение Центра азербайджанской кулинарии «Баку» - инициатива Общенационального лидера Гейдара Алиева, который в ходе одного из своих визитов в Санкт-Петербург заинтересовался судьбой некогда известного ресторана.
Работать над таким проектом - мечта любого архитектора и в то же время большая ответственность, так как если не справишься, то грош цена тебе как профессионалу. Посудите сами – была поставлена задача не просто отреставрировать бывший ресторан «Баку», но и создать то, что соединило бы в себе богатую культуру Азербайджана, историю его архитектуры и кулинарию.
В объявленном тендере было представлено множество самых различных архитектурных проектов. В итоге, именно благодаря моей идее бывший ресторан «Баку» получил второе рождение. В своей работе я постарался передать все грани, присущие культуре нашего народа. При этом была проделана огромная подготовительная работа – тщательнейшим образом изучены различные элементы гобустанской, алтайской, шумерской культур, а также цивилизации древних инков и майя. Все это вдохновило меня на новые идеи, которые и были впоследствии воплощены в жизнь.
- Отрадно, что и в Азербайджане, и в России придали большое значение реализации данного проекта…
- Необходимо также отметить, что еще незавершенные по проекту работы уже вызывали огромный интерес и, фактически, большой ажиотаж в культурной жизни Санкт-Петербурга. Экс-губернатор северной столицы России Валентина Матвиенко сама лично знакомилась с ходом проводимых работ.
Центр азербайджанской кулинарии «Баку» в Санкт-Петербурге до сих пор является одним из самых интересных проектов, который представляет азербайджанскую культуру за рубежом. Подумать только - все начиналось в далеком 1997 году, когда моим первым проектом за рубежом стала работа над интерьером виллы в Москве. После того, как этот проект был успешно реализован, поступили новые предложения – из России, США, Австралии и арабских стран.
- У каждой по-настоящему творческой личности, как правило, имеется свой оригинальный почерк, который придает уникальность всему, что он делает. В чем заключаются особенности именно вашей архитектуры?
- Каждый архитектор, разрабатывая проект, должен оставить в нем большую часть своей души. Этого не отменяет даже тот факт, что заказчики, как правило, ставят определенные рамки. Если же этого нет, то проделанная работа не будет представлять абсолютно никакой архитектурной ценности.
В моей работе имеются определенные границы, в ней нет места неискренности ради модных веяний, нет искусственного блеска. Я знаю всего один принцип в архитектуре – нужно быть всесторонне просвещенным, а для этого нужно много читать и путешествовать. И если позволяет здоровье, работать не покладая рук, вкладывая в дело все свои чувства и искренность.
- Ваши работы выполнены преимущественно в классическом стиле?
- Несмотря на то, что меня знают как «классического» архитектора, однако я работаю в самых разных стилях.
Я восхищаюсь всеми направлениями архитектурного искусства, но лишь в исполнении талантливых архитекторов. И я более чем уверен, что если человек талантлив, то он может одинаково хорошо проявить себя в любой сфере искусства. Для меня, например, Сакит Мамедов - пример большого таланта. Сегодня он один из востребованных художников, которого недаром называют «современным классиком». Я горжусь тем, что нас связывает многолетняя дружба.
- Вы проявили себя как в архитектуре, так и в живописи, и скульптуре. Ваши работы находятся в частных коллекциях не только в Азербайджане, но и за рубежом. Насколько это творческое направление важно для вас?
- Для меня живопись и скульптура - прекрасное средство для самореализации. Изначально в моих планах было посвятить себя именно этим направлениям, но в итоге я выбрал профессию, которая является, на мой взгляд, синтезом живописи и скульптуры. И я до сих пор считаю эти занятия, которым уделяю значительное время, для себя важными. Источниками вдохновения для меня стали сказания
«Китаби - Деде Горгут», «Эпос о Гильгамеше», «Песни о Нибелунгах».
- Многие архитекторы вынуждены мириться с капризами заказчиков, так как далеко не все из них разбираются в архитектуре, и их требования идут вразрез с архитектурными канонами. Как вам удается находить компромисс в подобных взаимоотношениях?
- К сожалению, далеко не редкость, когда приходится сталкиваться с заказчиками, не имеющими малейшего представления об архитектуре, живописи, музыке, и соответственно, сами не знают, чего хотят. В итоге, в среде, в которой мы живем, появляется множество строений без какой-либо архитектурной ценности.
По моему мнению, заказчики должны быть более ответственными, информированы в области архитекторы, должны интересоваться проведением работ и требовать от исполнителя самоотверженного труда. Кроме того, заказчик, не умеющий правильно оценить архитектурную работу, является большой трагедией для архитектора. Речь, конечно же, идет не о материальной стороне дела, а о духовной. По этой причине я могу взяться за один проект, но это будет тот, реализации которого я захочу посвятить всего себя. И я воспринимаю как счастье, что обсуждение деталей проектов с моими заказчиками, вне зависимости от их национальной принадлежности, всегда проходит в атмосфере, полной творческих идей.
Ругия Ашрафли