Андрей Иванов: «У России и Азербайджана никогда не было никаких претензий друг к другу» | 1news.az | Новости
Интервью

Андрей Иванов: «У России и Азербайджана никогда не было никаких претензий друг к другу»

11:48 - 30 / 05 / 2014
Андрей Иванов: «У России и Азербайджана никогда не было никаких претензий друг к другу»

Интервью 1news.az с директором Центра стратегического анализа при Институте инновационного развития, российским политологом Андреем Ивановым.

- Как Вы можете оценить нынешний уровень азербайджано-российских отношений, если отметить, что буквально на днях российская «Роснефть» и азербайджанская SOCAR заключили соглашение об учреждении совместного предприятия для проектов по разведке и добыче нефти и газа в различных юрисдикциях?

- Наши государства давно довольно плодотворно сотрудничают друг с другом. Между Москвой и Баку сложилась та благоприятная атмосфера взаимоотношений, когда никто никому ничего не должен в плане геополитики. К примеру, во взаимоотношениях с Украиной была вечная тема Черноморского флота. Понятно, что в случае вступления Украины в НАТО, Россия теряла базу в Севастополе и фактически выход для военных кораблей на своих южных морских рубежах. У России и Азербайджана никогда не было никаких претензий друг к другу. Ни территориальных, ни культурных.

kv1
Две изначально настроенные дружественно друг к другу соседние страны заключили взаимовыгодный контракт
kv1

Скажем, в Украине, Молдове (в непризнанном Приднестровье), в Прибалтике живет много русских людей, которым официальные власти ограничивают право разговаривать на родном языке. В Азербайджане живут преимущественно азербайджанцы, и никакого гнета, требующего вмешательства России, нет. Москва и Баку могут спокойно заключать контракты, которые выгодны обеим странам. И никому не придет в голову говорить, что это как-то меняет расстановку глобальных сил в регионе.

Стоит еще учитывать тот момент, что сделка между «Роснефтью» и SOCAR относится к сфере добычи сырья. Здесь не требуется каких-то сложных согласований технических секретов. Просто две изначально настроенные дружественно друг к другу соседние страны заключили взаимовыгодный контракт. Хотя, конечно, сам факт сделки позитивен и свидетельствует об укреплении сотрудничества.

- Азербайджан продолжает активно закупать российское вооружение. Тесное сотрудничество наших стран в военно-промышленной сфере говорит о решении общих задач на Южном Кавказе?

- Что касается поставок оружия Азербайджану, то они идут давно. Баку покупает у Москвы современную технику и в немалом количестве. Причем платит всегда своевременно и валютой. Никто из здравых людей в России не будет отказываться от таких выгодных контрактов.

Военный бюджет Азербайджана постоянно растет, это объективно связано с напряженностью в регионе. Власти страны давно поставили себе цель достичь значительного военного преимущества перед Арменией. Но тут нужно помнить, что Россия, поставляя вооружение в одну из стран, стремится сохранять паритет, поставляя его и другой.

Скажем, Азербайджан хочет нарастить свою военную мощь и покупает оружие у России. Оборонные предприятия в России получают довольно выгодный заказ. Одновременно со складов, где вооружение просто ржавеет, техника отправляется в Армению. Россия избавляется от лишней заботы о техническом содержании несколько устаревших машин. После того, как военная мощь Армении возрастает, Россия может рассчитывать на новый контракт с Азербайджаном. 

И чем более активным будет сотрудничество между Россией и Азербайджаном в военной сфере, тем оно станет еще сильнее в будущем. 

А что касается сближения в сфере геополитики, то оно тоже очевидно. В отличие, к примеру, от Грузии, Азербайджан не кричит на каждом углу, что собирается вступить в НАТО. Наоборот, всякий раз в Баку подчеркивают, что Россия - стратегический партнер. Взвешенная политика позволяет сотрудничать в деловой сфере.

- А как же участие РФ в карабахском урегулировании?

- На мой взгляд, Россия будет и дальше придерживаться сдержанной тактики в этом вопросе. Ведь, если судить здраво, с мертвой точки конфликт сегодня сдвинуть чрезвычайно сложно. С одной стороны, Москва признает территориальную целостность Азербайджана. С другой - выступает против начала полномасштабных военных действий. А иначе проблему и не решить.

kv1
Россия довольно спокойно относится к взаимным проектам других государств, которые особо не затрагивают ее интересов
kv1
 

Однако тут важно понимать, что у России в регионе Нагорного Карабаха никаких интересов нет. Там не живут люди, считающие себя частью «русского мира», как в Крыму, Приднестровье и Донецкой области. Плюс - у армян есть своя национальная идея, которая почти никак с русской идеей не пересекается. Идею армян я бы назвал этаким «армянским сионизмом». В программе всех политических партий Армении красной нитью проходит мысль собрать армян, разбросанных по всему миру, вокруг горы Арарат и вернуть армянскому государству некую былую мощь. У азербайджанцев подобной идеи нет, они вполне обоснованно считают, что имеют право на целостность своего национального государства. Однако ни интересы Азербайджана, ни интересы армян ментально практически никак не пересекаются с интересами русских. 

Если для азербайджанцев  и армян проблема Нагорного Карабаха крайне актуальна, то в России на нее смотрят так же, как на проблему, скажем, уйгуров в Китае. Просто, как большой геополитический игрок, Россия принимает участие в разрешении конфликтов в разных точках мира. К примеру, участвует в мирном урегулировании палестино-израильского конфликта или ситуации в Сирии. Но сдвигать ситуацию с мертвой точки у России прямой заинтересованности нет.

- Главы МИД Азербайджана, Турции и Туркменистана накануне приняли Бакинскую декларацию. Сотрудничество трех стран охватит широкий спектр вопросов, в числе которых энергетика, туризм, гуманитарная сфера и политика. Как Вы можете прокомментировать подобный формат отношений стран нашего региона? Что означает тесное сотрудничество Баку, Ашгабада и Анкары? Как нему отнесутся сопредельные страны, в том числе Россия?  

- Россия довольно спокойно относится к взаимным проектам других государств, которые особо не затрагивают ее интересов. А то, что соседние страны пытаются сотрудничать, в ходе встреч на высшем уровне проговаривать имеющиеся противоречия, так это естественно.

Другое дело, что в Москве обеспокоены ростом турецкого влияния на другие страны.

Но не стоит забывать, что на сегодняшний день у России есть немало рычагов влияния на Турцию. В частности, для Турции Россия - торговый партнер «номер один» (для России Турция - на шестом месте). 

Возвращаясь к теме возможного союза между Турцией, Туркменистаном и Азербайджаном, хочется сказать, что у руководителей Туркменистана и Азербайджана достаточно мудрости, чтобы не дать втянуть себя в какие-либо авантюры.

- Что означает 300-миллиардный газовый контракт Москвы и Пекина в мировой геополитике в целом, и для таких поставщиков газа, как Азербайджан и Туркменистан?  

- Контракт на поставку газа в Китай прорабатывался давно. Все эксперты в один голос говорят о том, что договор заключен на крайне выгодных для России условиях. И то, что уговорить китайцев на такие условия было очень непросто. 

Понятно, что мировой расклад после заключения контракта меняется. Россия теперь меньше зависит от Запада. Но о кардинальном повороте говорить пока очень рано. Стоит учитывать, что Россия пока только начинает всерьез осваивать восточное направление своей внешней политики. Основной торговый партнер для России - Евросоюз. Товарооборот с ЕС примерно в десять раз выше, чем с Китаем. 

Для других поставщиков газа пока мало что изменится. Контракт заключен между двумя государствами и не накладывает никаких обязательств на другие страны. 

Г.Гамидов 

Поделиться:
5488

Последние новости

Все новости

1news TV