Архитектор Эльчин Алиев. Отражение времени в пространстве
Творческая деятельность архитектора заключается и в том, чтобы вернуть архитектуре статус искусства, доставляя нам эстетическое наслаждение и волнуя, как явление современной жизни.
Архитектура отражает не только время, но и вечные тайны человеческой души.
Архитектура, как модель социального устройства мира
Архитектура всегда создавала среду, воплощая различные идеи о мироустройстве. Поэтому, хотим мы того, или нет, но с архитектурой мы связаны неразрывно, так как она сопровождает нас от рождения и до последних дней нашей жизни.
И то, каким будет это воздействие – положительным или отрицательным, - зависит от таланта архитектора. История знает очень много примеров, когда людьми манипулировали и управляли, в том числе, и посредством архитектуры. Это происходило в тоталитарных странах – в фашистской Германии, Италии времен Муссолини, СССР сталинского периода. В современном мире таким ярким примером является КНДР, где строятся огромные здания, на фоне которых человек ощущает себя крохотной, абсолютно ничего не значащей песчинкой.
В странах, избравших демократический путь развития, как наш родной Азербайджан, архитектура призвана решать совершенно иные задачи, так как она является наиболее наглядным отражением уровня развития общества.
Сегодня появляются здания, которые, в зависимости от точки нахождения, предстают с различных ракурсов и предоставляют нам выбор точки зрения. В Азербайджане наиболее ярким примером такой архитектуры является «Flame Towers», который стал символом новой свободной архитектуры, формирующей несколько точек зрения на один и тот же объект. А это уже плюрализм, это разные мнения, это демократия, и современная архитектура, таким неожиданным образом, содействует демократии в обществе.
Архитектура города
90% объектов, построенных у нас в постсоветские годы - это не архитектура, а недвижимость, причем с очень разной, часто низкой степенью ликвидности. Но архитектура - это искусство, и за нее нужно платить, как за искусство. А если пиком профессионализма считается срочная выдача чертежей фундамента и скорейшее согласование проекта в нужных органах? Ответственность предполагает права, статус. Хорошая архитектура сегодня создается только за счет частного энтузиазма и воли совестливого архитектора, но таких во все времена было мало, как, впрочем, и заказчиков, которые понимают архитектора. Выход простой - всем вместе создавать систему, позволяющую получить высокое архитектурное качество города, и такие системы известны.
Архитектура должна ориентироваться на идею города, а архитектура города - это проекция культуры его жителей, властей, людей, участвующих в процессе его создания. Архитектура - это автобиография города, признак его нравов. Мы должны осознавать, что плоды нашей деятельности устремлены в будущее, поэтому ответственность за принятые решения - основа процесса проектирования. Сформированный облик города остается потомкам на целые поколения. Изменить или исправить его дело непростое и очень дорогое. Ошибки с годами приумножаются, попытки их исправить порождают новые ошибки. И архитектура - это не декорация, это, если хотите, явление этическое и биологическое. И если мы создадим правильный генеральный план и архитектуру города, прочно основанные на компетентности, мы найдем кратчайший путь к цели, а совершенная взаимосвязь человека и его трудов с природным окружением и уникальным ландшафтом и будет конечным результатом разумного проектирования.
По поводу генплана
Стихийные силы редко бывают причиной трансформации человеческих поселений. Как правило, это сугубо человеческие мотивы, как бы темны, запутаны или ошибочны они ни были. Открытие и оценка этих мотивов дает ключ к пониманию городских взаимосвязей и становится звеном в определении критериев градостроительной деятельности.
А разумно устроенный город повышает социальную стабильность, предотвращает экологические нарушения, сохраняет индивидуальный характер окружения и ценные территории, улучшает психическое здоровье, укрепляет семью, облегчает воспитание детей, уменьшает число преступлений, сокращает миграцию, усиливает общение людей. Ради этих ценностей хорошо строить города так, чтобы в жизни последующих поколений горожан было больше комфорта, счастья, достоинства и здоровья. Поэтому архитектуру нельзя отдавать на откуп частным застройщикам, поэтому генплан необходим для развития города.
Меня, например, возмущает то, как у нас иногда неправильно с градостроительной точки зрения возводят те или иные здания. Выдавая разрешение на строительство, государство должно жестко контролировать процесс, и этот принцип уже начинает действовать. В последние годы все вопросы, связанные со строительством, жестко регламентируются государством. Конечно же, бывают случаи нарушений, но это натыкается на принципиальную позицию со стороны руководства Госкомитета, поэтому сегодня с каждым разом все труднее и труднее просто так взять и построить в городе то, что пожелает заказчик. Строительный «беспредел» подходит к своему логическому концу, и мы постепенно приближаемся к европейскому уровню.
По поводу небоскребов
На мой взгляд, повальное увлечение высотными зданиями и небоскребами в Баку неправильно. Высотные здания изначально задумывались как экономия места для его высвобождения под инфраструктуру – сады, парки, магазины, парковки и т.п. А строить высотные здания очень близко друг к другу в условиях достаточного количества земли – неправильно. Прежняя архитектура была сомасштабна человеку и направлена на то, чтобы делать жизнь психологически комфортной, современная же архитектура уходит от этих задач все дальше и дальше. Я был в Нью-Йорке на здании Empire State Building, поднимался на факел Статуи Свободы. Ощущения сумасшедшие, но одно дело провести на такой высоте несколько минут, и совсем другое жить так годами, потому что рано или поздно это обязательно отразится на психике человека.
Об архитектуре переходного периода
Я уже говорил, что архитектура - это отражение степени развития общества. А на какой стадии развития мы находимся сегодня? Кто наши заказчики? Ведь неспроста говорят, что «архитектора делает архитектором заказчик». Получается, что каков заказчик - такая и архитектура. На самом деле проблема еще глубже, потому что когда после распада СССР люди получили свободу и возможность
неограниченного заработка, некоторые из тех, кто находился в самом низу социальной лестницы, в одночасье сказочно разбогатели. Но культура и эстетический вкус не возникают на пустом месте, а создаются как минимум несколькими предыдущими поколениями. Поэтому сегодня мы видим в большинстве своем «серую» архитектуру переходного периода, когда всю центральную историческую часть города Баку в конце прошлого века просто испортили неказистыми зданиями безликой архитектуры.
Роль архитектора в обществе
Сегодня профессия имеет большее значение. Архитектор из некогда советского служащего превратился в творческую личность. Он имеет определенный авторитет, мнение которого уже невозможно игнорировать. Сегодня многие архитекторы ведут дискуссии в средствах массовой информации, выступают на телевидении, однако широкую общественность еще мало интересует, что они строят. На Западе архитектор более значимая фигура. Великий архитектор современности Оскар Нимейер писал: «Архитектор не может быть буржуа, его призвание – менять мир». К сожалению, нередки у нас в обществе случаи, когда отношение к архитектору находится не на должном уровне, роль архитектора недооценена. Поэтому Союз архитекторов Азербайджана, одним из руководителей которого я являюсь, предпринимает усилия для изменения сложившейся ситуации, и нам кое-что удается.
Портрет заказчика
Среднестатистический заказчик эпохи первоначального накопления капитала в большинстве своем не достаточно воспитан, у него не сформирован вкус, и он пока еще не знает, чего же он хочет, поэтому архитектору, помимо профессионализма, необходимо быть хорошим психологом и оратором, чтобы грамотно отстаивать свою точку зрения. Еще сложнее обстоит дело с молодым поколением, которое воспитывалось в обстановке переходного периода, и если люди старшего возраста сохранили хотя бы минимальный набор понятий о моральных и нравственных ценностях, то молодежь в большинстве своем почти лишена этих качеств, и этот фактор уже дает о себе знать в нашей профессии. Еще одной причиной, определяющей уровень архитектуры, можно назвать архитектурное образование, пока еще молодое, нарабатывающее опыт. Школу, которая формирует градостроительное, архитектурное мировоззрение, принципы формообразования, характер архитектуры, художественно-образные и колористические решения.
Воздействие создаваемого пространства
Все проекты и интерьеры, которые делают «горе-специалисты» уродуют психику тех, кто потом в них вынужден жить. Когда я вижу эти работы, то мысленно ужасаюсь - как можно было не только заказать такое убожество, но и принять его? Ведь архитектурное пространство имеет не только утилитарный смысл, но и художественное содержание. Художественный язык архитектуры непрост для восприятия, но эстетическая неполноценность постройки чаще всего оценивается и быстрее и острее, чем её функциональные или конструктивные недостатки. Каждый по-своему понимает совершенство архитектурной формы, однако если спросить людей о том, чего же не хватает современной архитектуре, то наверняка самым распространенным ответом будет: «Интеллигентности».
Последствия непрофессионализма
Когда писал кандидатскую диссертацию, то провел опрос более 200 семей. Оказалось, что при переезде на новую квартиру около 30% семей распадается. Дело в том, что работа профессионального архитектора стоит определенных денег, но заказчик в целях экономии находит таких «горе-специалистов», которые делают проект за копейки, и в результате получается здание с крайне некомфортной планировкой, множеством агрессивно торчащих элементов и неграмотным интерьером. Постепенно человек, сам не осознавая причин этого, впадает в депрессию, начинает ругаться с близкими, доходит до нервного срыва, и в итоге семья распадается. И только мы, архитекторы, знаем, что это происходит из-за непрофессионализма приглашенного специалиста…
К счастью, сейчас наша страна находится на такой стадии развития, когда у нас постепенно формируется и утверждается средний класс. Именно в этой зарождающейся среде умных и знающих заказчиков сегодня наиболее востребована хорошая качественная архитектура.
Воспитание вкуса
В 99 % случаях я могу заранее предсказать – буду ли я работать с заказчиком, как долго мы будем сотрудничать и на какой стадии мы, возможно, разругаемся. Может быть, это прозвучит нескромно, но я считаю свои мысли и идеи в архитектуре опередившими уровень развития т.н. «среднестатистического» заказчика, которому нужно совершено другое – вычурность фасада, показуха, быстрота работы, т.е. внешние признаки. Поэтому, чтобы заработать, иногда приходится идти на разумные компромиссы. Но настоящий архитектор старается «воспитывать» заказчика, прививать ему вкус - и тут происходит самое интересное - заказчик, которому раньше нравились совершенно другие интерьеры, в результате сотрудничества с архитектором, переходит новый уровень вкуса, и пока ты рядом, ему очень нравятся твои идеи. А потом, через год или два, когда мы с ним встречаемся, он вскользь заявляет, что все-таки, перестроил часть дома, например, или поменял обои на более привычные. Но, несмотря на то, что заказчик без присутствия архитектора вроде бы пытается вернуться в привычную среду обитания, он все равно становится чуть лучше и прогрессивней.
Об архитектурном стиле
Считаю, что архитектор-профессионал должен уметь работать в любом стиле, жанре и направлении. Главное – это создать комфортную, спокойную и сомасштабную для человека архитектуру. Возможно, это и есть мое профессиональное кредо.
Про Баку
Баку существует тысячу лет, и за это время он пережил массу исторических «передряг», видел на свое веку не один десяток подобных ситуаций, когда город начинал активно перестраиваться. К счастью, переживет он и наше поколение. Например, сегодня невозможно представить Баку без садика Сабира или памятника Насими, а ведь раньше там находились старинные бакинские домики.
И, наверное, когда их сносили, кого-то из жителей это тоже возмущало. Но это же объективный процесс! В нашу жизнь неумолимо вторгается новая архитектура, и она будет вытеснять старую, хотим мы того или нет. Я не против этого, мне просто хочется, чтобы этим процессом руководили профессионалы, и тогда новая архитектура будет корректно вписана в культурное и историческое пространство древнего города. И я могу привести десятки прекрасных примеров таких проектов своих азербайджанских коллег, когда архитектор корректно и с любовью вписывается в существующую «ткань» города.
Про «Ичери-Шехер»
Я живу в «Ичери-Шехер», и на примере изменения отношения мэрии Крепости и к жителям, и к самому заповеднику «Ичери –Шехер», чувствую динамику развития нашей страны. Еще пять лет назад сюда могли въезжать любые автомобили и грузовики, а сейчас ввели очень действенную систему пропусков. Раньше с фасадом можно было делать все, что угодно, а теперь даже ремонт в квартире нельзя проводить без согласования. Сегодня руководством «Ичери-Шехер» предпринимается много усилий для охраны заповедника и повышения в нем уровня жизни, и приятно, что эти тенденции постепенно распространяются на весь остальной город. Отрадно, что мы живем в эпоху, когда нами начинают управлять профессионалы.
О будущем
Архитектура и градостроительство входят в полосу активных перемен, масштабы и последствия которых не уступают технической революции начала ХХ века. Что ожидает нас за этим поворотом, покажет только время…
Эльчин Алиев
архитектор