Еще один документ об армянском предательстве – ФОТО
То, что армяне всегда предавали своих соседей и хозяев, даже тех, от которых по отношению к ним всегда исходила добродетель, не новость для исторической науки.
Их скользкость и тяга к вероломству во все времена были настолько очевидны, что историки различных национальностей и эпох посчитали нужным осведомить об этом как своих современников, так и будущие поколения.
Еще в эпоху римско-парфянских войн, когда армян сметали со своего пути то те, то другие, римский историк Корнели Тацит, который, кстати, всегда отличался своим непредвзятым отношением к чужеземным народам и даже находил в себе силы перечислять достоинства врагов Рима, не сдержался от оценки в адрес армянской психологии:
«Этот исконно двуличный народ, как по характеру, так и по географическому положению, беспрестанно разрывается ненавистью к римлянам и завистью к парфянам» [В.Л. Величко. «Кавказ. Русское дело и междуплеменные вопросы», Баку, 2010, стр. 94].
Видный русский публицист и исследователь конца XIX - начала XX столетия В.Величко отмечает, что Тацит рассматривает армянское вероломство как традиционное – satis cognitam Armeniorum perfidiam [Там же].
К аналогичным выводам об армянах вследствие недолгого контакта с ними пришли и другие завоеватели Кавказа – арабы. Так, армяне, принесшие арабам клятву в преданности и подданстве, спустя короткий промежуток времени предали мусульман, подняв восстание в пользу Византии - заклятого врага халифата.
Ответ арабов оказался куда более жестким. Армянские феодалы и верхушка церкви были заманены в церковь и заживо сожжены. Армянские авторы сами признают, что такая жесткость арабов была вызвана тем, что они располагали информацией о подобном намерении армян по отношению к себе и просто-напросто опередили их.
Наиболее яркие страницы предательства армян, безусловно, связаны с Ираном и Турцией в начале XIX века, в период продвижения России на Южный Кавказ. Армяне, которые на протяжении столетий жили в мире и покое под покровительством Турции и Ирана, решили сразу же «адаптироваться» к ситуации, конечно же, посредством традиционного вероломства.
Армянская церковь и купечество начали устанавливать тесные связи с властями России. Правда, чаще всего армянские историки пытаются преподнести это как борьбу собственного народа против ига мусульман, однако исторические документы говорят совсем о другом.
Ведь признания самих же армян достаточно, чтобы понять необоснованность этих домыслов. Документ, обнаруженный в грузинских архивах, есть очередное историческое, как говорится документальное, свидетельство сказанного. Данный документ не нуждается в особом комментарии, ибо информация, содержащаяся в нем, открыто отражает желание армянского купца Антонъ Грикуровъ Сейлъ огли продаться российским властям. Да, именно продаться, так как, читая эти строки, очень сложно найти иное определение. Чтобы не быть голословным, представляем вниманию читателя этот документ.
По описи №22
ДЕЛО
Дипломатической канцелярии
при Главноуправляющемъ Закавказским краем
Об Арзрюмскомъ купце Антоне Грикурове, изъявившемъ готовность Несторианъ действовать противъ Персиянъ
Исторический архив
Фонд №2, оп. №1, Ед.кр. №1968
Началось 4 июня 1827 года.
Кончилось 4 июня 1827 года.
На пяти листах
Докладная записка Тифлисского военного губернатора о желании армян-несториан, проживающих в Персии близ Салмаста, принять подданство России и готовности их действовать совместно с Россией против Персии.
Упоминается Грибоедов
Докладная записка
Июня 4-го дня 1824-го года
Тифлисъ
Имею честь представить у сего Вашему Высокопревосходительству записку отъ Арзрюмского купца Антона Грикурова Сейл-огли; дел сие прежде было известно Господину Грибоедову.
Я со своей стороны полагаю, что нам теперь нельзя входить въ дела такого рода, ибо отъ сего могут произойти неудовольствия между Атаманскою Портою (?). Впрочем, не желая ничего скрывать, я предъявляю сие на благоразсмотрение Вашего Высокопревосходительства.
Генерал А…….. подпись
Докладная записка
Июня 4-го дня 1824-го года
Тифлисъ
Арзрюмский Купец Антонъ Грикуровъ Сейлъ огли донесъ словесно Г. Тифлискому Военному Губернатору следующее:
Отецъ мой Грикур Сейлъ огли съ самыхъ давнихъ временъ имелъ желание вступит въ подданство Всероссийскаго Императора и желалъ усердиемъ къ престолу Его; и потому старался всегда изыскивать средства къ оказанию приверженности свой Российской державе, дабы могъ бы при новомъ подданстве удостоиться техъ же почестей, какими пользовался и пользуется онъ при Пашахъ Турецкой Империи. Родитель мой неудостоясь доселе щастья быть въ числе верноподданных России по причине не нахождение случая, заслюживающего внимания начальства, приказалъ меня теперь уведомить Правительство ваше, что народъ называемый Несториане, обитающие въ горах Имидийскихъ въ 12-ть часовъ езды до города Салмаста, Персиянамъ принадлежащаго числомъ отъ 50000 до 60000 дворовъ, кои по поверхности хотя и принадлежатъ Турецкому Султану, но они совершенно не признают над собою верховной власти его.
Народ Несторианский, находясь въ вечной вражде съ Персианами въ случае какого-нибудь притеснения со стороны ихъ, объявляетъ войну и ведетъ ее безъ всякой помощи и позволения Турецкого Султана. Къ сему долженъ присовокупить и обстоятельство сие. Шахъзада, пошедъ войною на Несторианъ и ограбивъ имущество ихъ, чему будетъ около 8-ми летъ, и которое известно Г.Грибогодову, совершенно не нарушилъ мира съ Турциею. Изъ вышеописанного обстоятельства ясно видно, что вооружение Несторийцевъ против Персовъ Начальствомъ вашимъ, или отцомъ моимъ либо мною не можетъ быть сочтено нарушениемъ мира между Российскою и Турецкою Империами. Къ сему нужнымъ нахожу приобщить и то, что народъ Несторианский кроме своей собственной силы имеет в соседе своемъ союзника, принадлежащего къ числу племенъ Курдистанскихъ и называемаго Балбасами, кои храбростию и мужествомъ отличаются от всехъ народовъ, тотъ край населяющихъ, при чемъ обязанъ донести что народъ сей весьма можетъ быть легко вооруженъ Шахзадою противъ Русских: ибо находится весьма въ бедном положении и легко прельстится деньгами кои можетъ предложить имъ Шахзада.
Что же касается до средствъ какимъ образомъ склонить ихъ къ стороне Русскихъ; то я нахожу следующия:
Патриархъ Несторианский Марсиманъ, жительствующий в городе Гармиане, управляетъ ими почти самовластно и имеетъ влияние на соседственный народъ Балбасовъ, коихъ можетъ весьма легко вооружить противъ Персовъ: а потому нужнымъ нахожу написать къ нему письмо, въ коемъ обещать какъ ему, такъ и управляемому имъ народу, что Государь Императоръ в воздаяние службы ихъ и усердия къ правительству вашему всегда будетъ готовъ покровительствовать и защищать его и народъ имъ заведываемый отъ всехъ какъ настоящихъ и такъ и будущихъ враговъ ихъ.
Письмо сие для вручение въ собственныя руки Патриарха, должно быть дано мне, которое отнесу къ нему, отправясь туда съ тремя проводниками, изъ коихъ одинъ мой переводчикъ. Я полагаю, что убеждениямъ Русскимъ поверятъ они весьма скоро: ибо уверены они въ непобедимой силе Российского войнства и надеются завоевания Адербиджана, близко коего имеютъ они жительство свое, после чего и они будутъ благоденствовать подъ скипетромъ Российского Монарха. Естьли же правительству угодно будетъ вытребовать ихъ бековъ для переговоровъ, то въ такомъ случае нетъ затруднения и стоитъ только пригласить ихъ. Даже не откажется приехать къ вамъ и племянникъ Патриарха.
В заключение доношу Вашему Превосходительству, что ежели Правительство ваше не пощадитъ денегъ и пошлет к Несторианцам, то склонить ихъ к вооружению против Персиянъ я не предвижу ни какихъ препятствий.
***
всего пять листов
Въ семъ деле переномерованныхъ пять листовъ
Подпись
В конце хотелось бы поблагодарить Чрезвычайного и Уполномоченного Посла Азербайджана в Молдове господина Намика Алиева, любезно предоставившего нам копию данного архивного документа.
1news.az