Наджиба Мустафаева: Санкционный механизм как очередное проявление политики двойных стандартов
Современные международные отношения в последние годы ознаменовались относительно новым политическим феноменом – «языком санкций», проявляющимся в международной изоляции и экономическом давлении на отдельные страны.
Попытки остракизма предпринимались и ранее, однако в свете последних событий, а именно – украинского кризиса, тема приобрела особую актуальность. Ею пестрят заголовки статей и ежедневных новостей, она звучит с трибун международных организаций и остро стоит в повестке дня международных конференций и встреч самого высокого уровня.
Объяснить повышенную заинтересованность мирового сообщества в лице западных демократий, традиционно ратующих за защиту прав человека к соблюдению норм международного права, казалось бы, проще простого. Ведь именно сегодня, в эпоху глобализации, когда происходит постепенное преобразование мирового пространства в единую зону и формируется общее для всех участников международных отношений международно-правовое и культурно-информационное поле [1], нарушение территориальной целостности государств в результате агрессорской политики, влекущей за собой человеческие жертвы, представляет собой угрозу мирового масштаба.
Новый мировой правопорядок, будучи элементом общего миропорядка, есть результат воплощения в жизнь норм и принципов международного права [1], соблюдение которых гарантирует международный мир и безопасность. Именно возрастающая роль права в современных международных отношениях представляет собой неотъемлемую составляющую глобального миропорядка, гарантом которого должны выступать международные сообщества государств в лице международных организаций, призванных своевременно и эффективно реагировать на происходящие в мире события.
Однако страны Запада, с завидной скоростью отреагировавшие на события в Украине и развернувшие полномасштабную международную кампанию по изоляции России, в отношении которой применяются небезызвестные санкции, целенаправленно умалчивают об агрессорской политике Армении, в результате которой 20% международно признанных территорий Азербайджанской Республики вот уже более 20 лет находятся под армянской оккупацией Озабоченный ростом сепаратизма на востоке Украины, Запад не только не предпринимает никаких санкционных мер в отношении незаконного сепаратистского режима, созданного на оккупированных территориях Азербайджана – непризнанной «НКР», но и оказывает ему поддержку. Так, США, приравнивая сепаратистов на востоке Украины к террористам, в то же время финансируют сепаратистов Нагорного Карабаха, проводящих постановочные «судебные процессы» по делу азербайджанцев, взятых в заложники, и готовящихся к проведению в мае текущего года «парламентских выборов».
Выступая на 51-й Мюнхенской конференции по безопасности, Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что «нагорно-карабахский конфликт остался в тени многих важных международных событий». Как отметил глава государства, украинский вопрос привлек определенное внимание к конфликту вокруг Нагорного Карабаха. Назвав их «зеркальными», Ильхам Алиев подчеркнул, что «в случае своевременного урегулирования армяно-азербайджанского конфликта Украина, возможно, и не столкнулась бы с этим кризисом, т.к. и в этом случае имеет место тот же сценарий – нарушение территориальной целостности, оккупация, сепаратизм» [2].
Азербайджанская Республика, будучи сторонницей мирного разрешения армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта, ждет более решительной реакции мирового сообщества и считает, что конфликт должен быть разрешен в рамках принципа территориальной целостности государств, предполагающего освобождение семи прилегающих к Нагорному Карабаху районов Азербайджана, сохранение Нагорного Карабаха в составе Азербайджанской Республики и обеспечение его соответствующим статусом.
Это же требование содержится в резолюциях Совета Безопасности ООН (№ 822, 853, 874 и 884), в которых подтверждаются суверенитет и территориальная целостность Азербайджанской Республики, нерушимость международных границ и недопустимость применения силы для изменения границ насильственным путем. Резолюции требуют незамедлительного прекращения военных действий, немедленного, полного и безоговорочного вывода всех оккупационных войск с территории Азербайджана. Несмотря на юридически обязательный характер резолюций Совета Безопасности ООН, они до сих пор остаются неисполненными. При этом Совет Безопасности ООН наделен достаточными полномочиями вплоть до применения принудительных (санкционных) мер [3] для того, чтобы государства-члены организации исполняли принятые им резолюции.
Вполне очевидно, что санкционный механизм политизирован и представляет собой очередное проявление политики двойных стандартов.
Успех в урегулировании нагорно-карабахского конфликта может быть достигнут лишь в случае отказа от политики двойных стандартов в деятельности международных организаций и проявления политической воли у мировых держав, обязанных справедливо подходить к политико-правовой оценке международных конфликтов.
- Головистикова А.Н., Грудцина Л.Ю. Права человека. М., 2008, с. 294. 298.
- Ильхам Алиев в рамках Мюнхенской конференции по безопасности принял участие в панельных обсуждениях на тему «Кроме Украины – неурегулированные конфликты в Европе», Официальный сайт Президента Азербайджанской Республики, URL: https://ru.president.az/articles/14275
- Устав Организации Объединенных Наций, URL: http://www.un.org/ru/charter-united-nations/index.html
Наджиба Мустафаева
эксперт Центра стратегических исследований
при Президенте Азербайджанской Республики
Статья отражает точку зрения автора