Турецко-армянская граница не откроется без урегулирования нагорно-карабахского конфликта, уверены эксперты | 1news.az | Новости
Точка зрения

Турецко-армянская граница не откроется без урегулирования нагорно-карабахского конфликта, уверены эксперты

13:16 - 05 / 03 / 2015
Турецко-армянская граница не откроется без урегулирования нагорно-карабахского конфликта, уверены эксперты

Недавнее заявление президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана по поводу недопустимости открытия границ с Арменией без освобождения оккупированных азербайджанских территорий в очередной раз подтвердило однозначную позицию турецкого правительства в этом вопросе.

И фактически развеяло ожидания односторонней нормализации отношений, все чаще тиражируемые в армянских СМИ в последнее время.

«Мы не откроем границу с Арменией до тех пор, пока не будут предприняты шаги в направлении урегулирования нагорно-карабахского конфликта»,- заявил президент Турции.

Напомним, что между Арменией и Турцией не существует дипломатических отношений, а армяно-турецкая граница закрыта с 1993 года по инициативе официальной Анкары после оккупации Кяльбаджарского района Азербайджана.

К слову, армянские иллюзии, связанные с открытием турецко-армянской границы, рассеял также визит на прошлой неделе в Баку  министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу. Он сделал целый ряд месседжей, исключающих подобную возможность в отрыве от урегулирования нагорно-карабахского конфликта.

Отметим, что визит Чавушоглу был связан с участием в поминальных мероприятиях, связанных с годовщиной Ходжалинской трагедии. Наряду с этим обсуждались вопросы карабахского урегулирования,   развития трехсторонних форматов между Азербайджаном, Грузией и Турцией, и Азербайджаном, Ираном и Турцией.

 Экспертные мнения

По словам азербайджанского политолога Фикрета Садыхова, визит главы внешнеполитического ведомства Турции в Баку подтвердил, что внешнеполитический курс Анкары в отношении Азербайджана  остается неизменным. В частности Турция не намерена идти на открытие границы с Арменией в отрыве от урегулирования нагорно-карабахского конфликта.

Политолог не исключил, что в преддверии т.н. «столетия» надуманного «геноцида армян» на Турцию оказывают давление определенные силы, заинтересованные в открытии границ и выводе Армении из состояния изоляции.

В то же время Садыхов обратил внимание на недавние заявления турецкого премьера Ахмета Давутоглу по поводу возможного открытия границ в случае освобождения хотя бы одного из оккупированных районов.

«Возможно, турецкий премьер имел в виду то, что освобождение одного оккупированного района автоматически приведет  к освобождению всех остальных, потому что понятно, что для открытия границ возврата всего лишь одного района недостаточно.

Полагаю, что в Анкаре это тоже хорошо понимают. Вопрос открытия турецкой границы носит принципиальный характер, и тут речь идет не только об освобождении азербайджанских территорий и урегулировании армяно-азербайджанского конфликта, но и о многочисленных  территориальных претензиях в отношении Турции со стороны Армении. Армяне не один десяток лет  распространяют антитурецкую пропаганду в связи с событиями 1915 года и навязывают ее  мировой общественности.

Об этом в Анкаре не должны забывать и должны быть готовыми к тому, что в случае смягчения своих позиций в этом вопросе она нанесет прежде всего удар по своему престижу и даст возможность Еревану расширить спектр необоснованных территориальных  претензий к Турецкой республике», - заявил бывший дипломат в комментарии 1news.az.

«После того как сравнительно недавно армянский президент Серж Саргсян отозвал армяно-турецкие протоколы, стало ясно, что армяне осознали, что им не стоит рассчитывать на нормализацию отношений с Турцией и открытие турецкой границы в отрыве от нерешенного нагорно-карабахского конфликта. И фактически Саргсян понял, что Турция не пойдет на этот шаг и не станет пренебрегать позицией азербайджанской стороны», - заявил в комментарии 1news.az депутат Милли Меджлиса АР Расим Мусабеков.

Мусабеков отметил, что визит Чавушоглу стал лишним подтверждением того, что Турция не намерена никоим образом подыгрывать армянской спекуляции на этой общечеловеческой трагедии, произошедшей сто лет назад, в результате которой погибло не меньше турок, чем армян.

В то же время Мусабеков считает, что отвод армянских войск с территории любого оккупированного азербайджанского района (Кяльбаджарского, Физулинского, Агдамского) разрушит  оборонительную систему, выстроенную армянскими военными формированиями, и соответственно так или иначе положит начало освобождению всех остальных.

 «Я думаю, что в основе заявления турецкого премьера Ахмета Давутоглу в связи с возможным открытием турецкой границы при условии освобождения хотя бы одного из оккупированных  азербайджанских районов лежал этот самый  фактор.  

По существу заявление Давутоглу явилось прямым месседжем Армении, гарантирующим нормализацию дипотношений с соседним государством при условии выполнения ею требований, указанных в резолюциях Совета безопасности ООН, которые все еще не реализованы», - подытожил Расим Мусабеков.

В свою очередь руководитель Центра политических исследований «Атлас» Эльхан Шахиноглу в комментарии 1news.az напомнил об инициативе турецкого президента по поводу открытия архивов для расследования событий 1915 года.

«Турция неоднократно заявляла, что готова к раскрытию всех исторических фактов 1915 года, и то, что Армения  всякий раз избегает ответа на это предложение Эрдогана, как минимум свидетельствует о том, что ей просто нечего показать из-за отсутствия реальных исторических фактов. И это ставит под сомнение так называемый «геноцид армян», о котором они кричат на протяжении целого века.

Армении комфортно выглядеть в роли жертвы, и она будет и дальше пускать пыль в глаза мировому сообществу, пользуясь поддержкой влиятельного западного лобби. И то, что в преддверии «известной» даты со стороны ведущих государств будет оказываться давление на Турцию и Азербайджан, во многом ожидаемо, однако я не думаю, что однозначная позиция Турции в вопросе открытия границы может как-то поменяться», - отметил Эльхан Шахиноглу.

Анкара и союзники

По мнению Эльхана Шахиноглу,  в отличие от времен «холодной войны», Анкару и Вашингтон  нельзя назвать стратегическими  союзниками, так как нынешнее правительство Турции проводит независимую внешнюю политику, которая зачастую не устраивает  официальный Вашингтон.

«Турция выразила свою позицию по ситуации в Сирии и Украине, которая не совпадает с американской политикой. Однако в  Вашингтоне понимают, что Турция – могучее государство на Востоке, которое придерживается светской модели развития. Это, безусловно,  является одним из важных аспектов с точки зрения США, которые  рассматривают Турцию как адекватного партнера.

К отношениям с Россией Турция проявляет открытый интерес и настрой на дальнейшее развитие двустороннего сотрудничества. И то, что Турция не присоединилась к западным санкциям – явное тому подтверждение. Турция проводит независимую  политику и в отношении Ирана. Как заявил на днях президент Реджеп Эрдоган, несмотря на многочисленные санкции и давление на Иран со стороны США и ЕС Турция всегда поддерживала позицию Тегерана в его ядерной программе, что, конечно, не приветствуется со стороны Вашингтона»,- отметил Эльхан Шахиноглу.

Однако, как считает российский эксперт Игорь Панкратенко,  с момента наступления эры Эрдогана произошла радикальная переориентация внешней и внутренней политики Турции.

«Как справедливо заметил один из исследователей, для США старой доброй Турции больше нет. Американскому госсекретарю или помощнику президента по нацбезопасности уже недостаточно, как бывало, слетать на денек в Анкару, чтобы  встретиться с начальником  Генштаба и решить все вопросы»,- отметил Панкратенко.

«Дистанцируясь от Запада, Турция становится ближе к Ирану, а раздражающим фактором для Вашингтона являлось то, что укрепление отношений с Ираном турецкая сторона проводила с регулярно подчеркиваемым антиамериканским и антиизраильским акцентом.

Оставаясь членом НАТО, Анкара демонстративно игнорировала односторонние санкции в отношении импорта иранских энергоресурсов. Со своей стороны, и Тегеран активно стремился к укреплению тесных и зачастую неформальных связей с близкой к Эрдогану турецкой бизнес-элитой.  В свое время, пользуясь своим положением временного члена Совета безопасности ООН, Турция выступила против введения международных санкций в отношении Ирана, которые уже были согласованы со всеми членами Совбеза, включая Россию и КНР. Для  укрепления отношений с Тегераном и для роста рейтинга Анкары в Движении неприсоединения – этот шаг сыграл огромную роль»,- подытожил российский эксперт.

Матанат Насибова

Поделиться:
4442

Последние новости

Все новости

1news TV