Армения — страна-призрак, контуры которой размываются в исторической реальности…
Армения —единственная моноэтническая страна на постсоветском пространстве; ее население на 98.6% состоит из армян.
Армяне относятся к народам, большая часть которых проживает вне пределов родины - около 7 миллионов армян живут в 66 странах. В религиозном отношении население Армении — христиане, принадлежащие к Армянской апостольской церкви.
На 1 января 2000 года население Армении составляло 3 млн 803,4 тыс. человек, из которых 66,8% сосредоточено в городах республики, а 33,2% - в селах. Согласно данным официальной статистики за 2013 год, население Армении уже составляет 3,014 миллиона человек. А фактические цифры, которые по понятным причинам не афишируются, демонстрируют иную картину – число населения в этой стране едва превышает два с половиной миллиона человек.
Собственно, это не секрет, об этом открыто заявил в интервью Life Showbiz французский шансонье армянского происхождения, посол Армении в Швейцарии Шарль Азнавур.
«Сейчас в моей стране происходит внутренний геноцид. Я считаю это политически неприемлемым. Не давая возможности Армении дышать, ее правительство лишает свою же страну молодежи — она уезжает. И в этом плане проблема стала уже не политической, а общечеловеческой. Ее необходимо срочно решать!» — поделился он своими переживаниями с изданием.
Основа всех нынешних и будущих проблем Армении - в малой численности населения. А ведь показатели численности населения в Армении важны, в том числе и для иностранных инвесторов так же, как и доходы бюджета, и военный потенциал.
Здесь стоит отметить, что исходя из данных последних десятилетий, обустроившиеся за рубежом, особенно в России и на Западе, армянские общины будут и дальше служить магнитом для еще большего числа эмигрантов из Армении.
За пределами Армении проживают около 7 миллионов армян, многие из них достаточно основательно ассимилировались, так что можно ожидать, что лишь очень малый сегмент из них когда-либо вознамерится возвратиться в Армению.
Неприлично мало этнических армян приезжает в Армению, даже спасаясь от войн. К примеру, вследствие американского вторжения в Ирак около десяти тысяч армян, проживавших на этой территории, бежали в Иорданию, Сирию и на Запад.
Согласно сообщениям СМИ, после начала боевых действий в Сирии местные армяне приняли решение перебраться в Ливан. И лишь менее тысячи семей избрали местом проживания Армению.
В самом Ливане сегодня живут около 150 тысяч армян. В Иордании, по данным СМИ, в основном за счет беженцев армянская община составляет около 5 тысяч человек. По оценке специалистов, в настоящее время в Иране проживают 100-120 тысяч, по другим данным — 60-70 тысяч армян. В современной Турции число армян определяют примерно в 40 тысяч человек. Традиционно, представители армянских общин в этих странах жалуются на «невыносимые» условия существования, но, тем не менее, ни за что не собираются переезжать на свою «историческую родину».
Все это требует фундаментального переосмысления самого назначения армянского государства, которое до сих пор заключалось в том, чтобы служить местом сбора армян и быть защитником большей части, если не всех, этнических армян. Однако из-за последствий, вызванных тем, что во главе страны стоял сначала один карабахский армянин – Кочарян, а теперь ею руководит другой - Саргсян, ситуация сильно ухудшилась и продолжает усугубляться. Кроме того, не стоит забывать и о влиянии России на демографическую ситуацию в Армении.
Когда в конце 2007 года впервые зашла речь о программе «Соотечественники», задуманной Владимиром Путиным, тогда премьер-министром России, которую сегодня осуществляет Федеральная миграционная служба РФ, скептики в Армении недоумевали, как такое может быть. Но оказалось, что очень даже может. А в 2011 году стало ясно, что эта программа может обернуться для Армении катастрофой.
По данным Национальной статистической службы Армении, за прошедшие 2 года число граждан республики, отбывающих в Россию по государственной программе РФ, увеличилось в 2,5 раза.
По этой программе Россия предлагает переезд и содействие тем, у кого нет работы, а через полгода предоставляет возможность получить гражданство. Выбор места работы и проживания для таких мигрантов ограничен Сибирью - окраинными областями России, такими как Алтай, Архангельск, Забайкалье и ряд других отдаленных и малонаселенных областей, где демография находится не в лучшем состоянии.
А в итоге в еще более плачевном состоянии оказалась демографическая ситуация в самой Армении, медленно, но верно приближающейся к катастрофе. Проблема миграции на сегодня является одной из самых болезненных в армянском обществе. Положение вызывает особенную тревогу на фоне расшатанной экономики, нерешенной карабахской проблемы и региональной изоляции.
Происходящее превзошло самые мрачные прогнозы экспертов, занимающихся проблемой миграции. Только в прошлом году страну покинуло около 70 тысяч человек. Согласно исследованию организации Gallup, еще около 40% населения хотело бы покинуть Армению. Этот показатель - самый высокий среди стран СНГ. В рамках специальных программ или просто, без всякой программы, из страны утекают не только рабочие руки, но и «работающие мозги».
Взрослое население в большинстве армянских деревень составляют одни женщины, чьи мужья, как это часто случается, отправляясь на заработки в Россию, заводят там вторую семью.
Последствия миграции для Армении комментирует руководитель независимого социологического центра «Социометр» Агарон Адибекян: «Сейчас идет третья волна миграции, связанная с тем, что глобальный экономический кризис резко сократил инвестиции в Армению, особенно в такой наиболее работодающей области, как строительство. Эти факторы привели к росту миграции. Более того, сокращение денежных переводов в Армению, на которых зиждился малый и средний бизнес, привело к тому, что люди были вынуждены эмигрировать. Повысилась планка нищеты. По данным ООН, в 2008 году официально у нас было 27% людей, живущих за чертой бедности, а сейчас эта планка поднялась до 46%.
Но проблема в том, что себя считают нищими лишь 19%, поэтому ухудшение экономического положения семей не приводит к социальному бунту, люди не хотят признаваться в том, что плохо живут, что вынуждены отказываться от каких-то вещей. И 14% семей были вынуждены эмигрировать либо полностью, либо уехал кто-то из членов семьи, чтобы найти работу за пределами Армении. Если ситуация останется такой же, то молодые кадры, которые выходят на рынок труда, тоже будут вынуждены эмигрировать. В Армении и так сокращается рождаемость, и эта экономическая миграция приведет к тому, что в середине века в стране будут проживать 1-1,5 миллиона человек. А там говорить о каких-либо более или менее серьезных проектах и национальных программах уже бессмысленно».
Очевидно, что руководству Армении выгодна миграция трудоспособного населения, которое на родине не нужно будет обеспечивать работой. Тем более что уехавшие будут высылать трансферты и тем самым обеспечивать рост розничного оборота.
Всю экономику и торговлю в Армении сегодня можно свести к новейшей в политэкономии формуле – полученные из-за рубежа деньги обмениваются на завезенные оттуда же товары.
Отправляющиеся на работу в Россию армянские гастарбайтеры фактически становятся заложниками армяно-российских отношений. Аналогичной заложницей стала и независимость Армении.
Все вышесказанное – это лишь констатация фактов, свидетельствующих о призрачности существования Армении как государства. И дело дошло до того, что сами армяне с ужасом воспринимают действительность.
Десятого мая 2014 года «Армянский союз полевых командиров» выступил со следующим заявлением: «В XXI веке вызовы, стоящие перед армянским народом, серьезны и опасны. Казалось, что мировой прогресс должен был обеспечить армянскому народу мир, реализацию мечты и историческую справедливость.
К сожалению, нынешние геополитические процессы таковы, что права нашего народа повсеместно игнорируются и подавляются, само существование нации оказалось под угрозой как в Армении, так и в диаспоре.
Армянство продолжает свое существование в условиях жесткой борьбы. Ранее жизнеспособная нация постепенно теряет свою традиционную, цивилизационную и научно-культурную славу и превращается в безликую, бродяжническую и серую массу. Эти реалии правят на небольшом клочке нашей исторической родины – в Республике Армения, где эмиграция достигла катастрофических масштабов. Такова ситуация и в диаспоре. А посему назрел момент для создания общенационального центра противостояния вышеуказанным вызовам.
«Союз полевых командиров» призывает объединиться вокруг создания всеармянского сопротивления – «Первой линии» - и предлагает сформировать специальную структуру, которая будет призвана реализовать данную идею».
Безусловно, Армении предстоит процесс переосмысления своего предназначения. Хочется верить, что ради будущих поколений эта нация осознает наконец, что на Кавказе сосед - это больше чем родственник, что с соседями надо жить в мире и дружбе.
Татьяна Чаладзе,
заслуженный журналист Азербайджанской Республики