Газ – это новая нефть: послесловие к Caspian Oil & Gas 2015
Международная конференция «Нефть, газ, нефтехимия и нефтепереработка Каспия» (Caspian Oil & Gas 2015) завершила на прошлой неделе свою работу.
Самое значительное мероприятие энергетического рынка, в котором как и в прошлые годы принял участие глава государства Ильхам Алиев, традиционно собрало в своих стенах ведущих отраслевых специалистов.
За последние годы стало традицией ставить во главу угла обсуждений тему энергобезопасности – как для региона Каспийского моря, так и для значительной части европейского континента. Основания для этого есть.
Тройной выигрыш
К настоящему времени Азербайджан превратился в глобального энергетического игрока. Как заявил в своем выступлении министр энергетики Азербайджана Натиг Алиев, Европа сегодня серьезно обеспокоена вопросами своей энергобезопасности. На это повлияли украино-российский конфликт и снижение добычи в Северном море, что привело к повышению и без того значительной зависимости от поставок российского газа.
По официальным данным, доля импорта в потребляемом Европой нефти достигает 90%, и 60% - на газовом рынке.
Альтернатива, которую представляет Азербайджан, основана на больших запасах ресурсов и выгодном географическом положении. По словам министра, в ближайшие годы республика постарается сохранить уровень добычи «черного золота» на уровне 40-45 млн тонн в год, а добычу природного газа, сегодня достигающую 29 млрд кубометров, предполагается повысить в два раза. Это обеспечит рост экспортного потенциала, но только этим преимуществом перспективы страны не ограничиваются.
«В Азербайджане создана вся необходимая инфраструктура, и в скором времени будет претворена в жизнь новая программа переработки газа. Также Азербайджан достиг того уровня, когда страна может за счет собственных ресурсов реализовать крупные проекты», - констатировал Н.Алиев.
Транзит издалека
Как результат, мы не только станем крупным источником энергоносителей для Европейского Союза, но также имеем возможность предложить ЕС маршруты, обеспечивающие гибкость энергетической политики союза. По мнению министра, новые трубопроводные проекты способны включить в канал поставок газ не только из Азербайджана, но и со стороны Центральной Азии и Ближнего Востока. Как результат, республика может стать одновременно источником ресурсов и транзитной страной для газа из Туркменистана, Ирана, Ирака, а также из Израиля и Кипра, ресурсы которых могут быть использованы в концепции Южного газового коридора (ЮГК).
Как известно, коридора позволит ЕС диверсифицировать источники поставок углеводородов и повысить энергобезопасность, а Азербайджану - обрести новый, большой емкости, рынок. Именно азербайджанский газ должен «открыть» ЮГК: на второй стадии разработки стратегического месторождения «Шахдениз» 10 млрд кубометров добываемого топлива предназначены для европейского рынка, еще 6 млрд кубометров будут поставляться в Турцию.
Для создания коридора требуется расширить пропускную способность Южно-Кавказского газопровода и подключить его к создаваемым специально для нужд энергобезопасности ЕС Трансанатолийского (TANAP) и Трансадриатического (TAP) газопроводов.
Трубопроводы на подходе
Так что основное внимание участников конференции неизбежно должно было концентрироваться вокруг трубопроводных проектов, завязанных на экспорте азербайджанского газа. И разумеется, партнерство в этом вопросе имеет принципиальное значение. По словам вице-президента Государственной нефтяной компании Азербайджана (SOCAR) по инвестициям Эльшада Насирова, Азербайджан рассчитывает на поддержку ЕС в вопросе реализации проекта ЮГК, тем более что европейские потребители в этом прямо заинтересованы. Среди преимуществ проекта - экономическая эффективность и независимость от колебания цен на нефть. К слову, в эти дни со ссылкой на источник в Госнефтекомпании прошла информация, что SOCAR изучает возможность собственного участия в проектах интерконнекторов, отходящих от ТАР.
И все же в первую очередь Азербайджан считает проект Южного газового коридора не только коммерческим проектом, но и «политической стратегией и интеграцией в Европу». «Мы надеемся, что Европа относится к этому проекту таким же образом»,- указал представитель SOCAR.
Раз уж речь зашла о ТАП, следует подчеркнуть, что на нефтегазовой конференции этому маршруту было уделено большое внимание – ведь на нем, по сути, завязан благополучный старт всего проекта ЮКГ. Собственно, это направление работы – в отличие от ушедшего в небытие Nabucco – не вызывает у участников никаких колебаний. Сейчас создание Трансадриатического пути проходит в соответствии с утвержденными сроками, и, по словам управляющего директора TAP Йена Брэдшоу, первый газ поступит в Европу в 2020 году. Ожидается, что уже к концу 2015 года TAP представит основные договоры и контакты в рамках проекта. Притом, что на днях исполнительный директор итальянской газотранспортной компании Snam Карло Малакарне заявил об интересе к покупке доли до 20% в проекте ТАР, в результативности переговоров сомневаться не приходится.
Внимание – на Азербайджан
Из всего вышесказанного понятно, что Азербайджан является незаменимым партнером ЕС в сфере энергетики, в частности - Юго-Восточной Европы, о чем на конференции в той или иной форме заявили практически все участники. В частности, вице-премьер, министр экономики Польши Януш Пехочиньский уверен, что Азербайджан поможет усилить энергетическую безопасность Польши и Центральной и Восточной Европы.
«В прошлом году было приостановлено несколько проектов новых газопроводов в Центральную Европу - Nabucco West и «Южный поток». Единственный проект, который сейчас реализуется в этой сфере, это азербайджанский TAP. Поэтому мы очень сильно заинтересованы в существенном расширении сотрудничества с Азербайджаном и SOCAR», - заявил польский министр, считающий, что проект также откроет путь в Европу туркменскому газу.
Соперники или партнеры
Но было бы неправильно, говоря о перспективах азербайджанского энергоэкспорта, не вспомнить о конкуренции – являющаяся основным условием качественного развития. Так, сегодня Турция заинтересована в поставках энергоресурсов из Ирака на европейские рынки по собственной газовой инфраструктуре, заявил заместитель министра энергетики и природных ресурсов Турции Сефа Садык Айтекин. Он сообщил, что Анкара и Багдад приступят к намеченному на 2016 год строительству трубопровода между двумя странами, по которому иракский газ поставлялся бы на европейские рынки сразу же после достижения договоренности о поставках в этом направлении. Напомним, речь идет о маршруте пропускной способностью 30 млрд кубометров ежегодно.
В то же время, по оценке наших турецких партнеров, инициированный Россией «Турецкий поток» соперником проекту TANAP не является. Замминистра энергетики Турции подчеркнул, что если в рамках «Южного потока» рассматривалась перспектива дополнительных поставок газа РФ в Европу, то в случае с новой версией маршрута о новых объемах речи не идет.
По большому счету, сотрудничество следует считать лучшим решением вопроса конкуренции: вероятно, именно перспектива соперничества за покупателя «голубого топлива» послужила SOCAR одним из оснований наладить партнерство с Иракской национальной нефтяной компанией. Как заявил Н.Алииев, для реализации совместных проектов стороны сейчас создают рабочую группу, которая обсудит возможность общей разработки месторождений.
Равные права, равные условия
При условии, что регулирование рынка энергоносителей примет более сбалансированный характер, у всех участников цепи поставок топлива появится возможность уверено планировать энергетическую политику. В частности, в пользу единой регулирующей рынок организации высказалась ранее Польша, по инициативе которой в Евросоюзе был создан Энергетический союз, который на условиях транспарентности включит в себя всех партнеров за пределами ЕС. Польский вице-премьер призвал участников бакинской конференции объединиться ради энергетической безопасности, конкурентоспособной промышленности и оправданной стоимости сырья.
Что и говорить – идеальная философия рынка энергоносителей, от которого требуется в первую очередь стабильность и прозрачность отношений всех участников, без разделения на «ведомых» и «ведущих». Собственно, открытое и взаимовыгодное партнерство – та цель, которую преследовал Азербайджан, проводя первую в регионе конференцию, посвященную нефтегазовой тематике. Сейчас, спустя два десятилетия, можно говорить о полном успехе этой инициативы. На конференции, ставшей крупнейшим мероприятием региона, поднимаются вопросы, обладающие зачастую принципиальным значением для развития отдельных стран, межгосударственных объединений, а также целых отраслей.
Возвращаясь в Азербайджан
Но было бы неправильным, говоря о стратегических вопросах, обойти вниманием тему, для нашей страны основополагающую. Без освоения собственных углеводородных запасов Азербайджан мог бы иметь совершенно иную экономику, политический вес и даже другую новейшую историю…
Среди основных приоритетов республики на ближайшее будущее – расширение добычи газа (который, как уже понятно, становится основным экспортным ресурсом страны), повышение отдачи имеющихся месторождений, а также вопросы экологической безопасности.
Так, на конференции было заявлено, что французская Total для месторождения «Абшерон» получит установку нового поколения для бурения на глубинах до 8 тыс. метров. По словам первого вице-президента SOCAR, академика Хошбахта Юсифзаде, на разведанном месторождении все готово для бурения, и именно с «Абшерона» будет получен первый «новый» газ. Как ожидается, бурение начнется в 2018 году, и в 2021 году газ поступит в транспортную сеть. До этого, в 2017 году, участниками соглашения должно быть принято окончательное инвестиционное решение.
В свою очередь, сохраняется интерес инвесторов к уже разрабатываемым площадям. Например, Черноморский банк торговли и развития сейчас рассматривает возможность выделения кредита для Lukoil Overseas Shah Deniz Ltd. на работы по второй стадии проекта «Шахдениз». Как известно, продвижение второго этапа этого стратегического для азербайджанского газового импорта проекта идет в соответствии с утвержденными планом и бюджетом. Как заявил в Баку президент BP по Азербайджану, Грузии и Турции Гордон Биррелл, на сегодняшний день пробурено 8 скважин. Этого достаточно, чтобы начать добычу газа вовремя.
Переходя к сугубо локальным проектам – SOCAR уже в текущем году планирует ввести в эксплуатацию на собственных месторождениях 93 скважины. Об этом заявил вице-президент компании по добыче и транспортировке Рахман Гурбанов, указавший, что прогноз на 2015 год по объему буровых работ на месторождениях Госнефтекомпании установлен в 138,6 тыс. метров. Сейчас, в соответствии с Планом мероприятий по увеличению добычи нефти и газа, SOCAR занята стабилизацией и наращиванием добычи с действующих месторождений, для чего приобретается современное оборудование и внедряются новые технологии.
В то же время Госнефтекомпания объявила о сроках перехода к производству топлива, соответствующего экологическим стандартам Евро-5. К 2018 году, по завершении очередного этапа модернизации Бакинского НПЗ имени Гейдара Алиева, производство «чистого» топлива будет доведено до уровня, соответствующему потребностям населения и экономики республики вплоть до конца десятилетия. Хорошей новостью следует также считать предложения, поступившие SOCAR от зарубежных инвесторов, готовых принять участие в создании нового газоперерабатывающего нефтехимического комплекса OGPC.
Еще в копилку мероприятий по охране окружающей среды внесем стратегию снижения объемов сжигаемого на платформе «Чыраг» попутного газа платформы «Чыраг» с 2% до 1,6%, готовящуюся Госнефтекомпанией совместно с компанией BP. Также партнеры планируют в январе-феврале 2016 года ввести в эксплуатацию Центр управления нефтяными отходами, сообщила на конференции вице-президент SOCAR по экологии Рафига Гусейнзаде.
Немного статистики на будущее
Впрочем, все эти перспективные проекты были бы невозможны, если бы не «стартовый капитал»: природные ресурсы, благодаря экспорту которых Азербайджан не только заявил о себе на региональном рынке энергоносителей, но и стал во многом определять политику региона.
В целом, с ноября 1997 года по настоящий момент с блока месторождений «Азери-Чираг-Гюнешли» (АЧГ) добыто 368 млн тонн нефти, в том числе 200 млн тонн – прибыльной нефти республики. По словам академика Хошбахта Юсифзаде, за этот же период на АЧГ добыто 109 млрд кубометров попутного газа. Ежедневная добыча с блока составляет 90 тыс. тонн нефти и 34 млн кубометров «голубого топлива». Кроме того, с месторождения «Шахдениз» за все время эксплуатации было извлечено 62 млрд кубометров газа и 16 млн тонн конденсата. На 2015 год добыча нефти в Азербайджане прогнозируется на уровне 40,7 млн тонн, газа - 30,2 млрд кубометров, в том числе собственными силами Госнефтекомпании - 8,3 млн тонн нефти и 6,5 млрд кубометров газа.
Учитывая, что к настоящему времени совокупные подтвержденные запасы нефти в Азербайджане оцениваются в размере порядка 2 млрд тонн, запасы газа – в 2,6 трлн кубометров, а прогнозируемые запасы приблизились к 6 трлн кубометров «голубого топлива» и 4 млрд тонн нефти (не говоря уже об интересных перспективах освоения сланцевых месторождений, хотя, справедливости ради заметим – этот вопрос еще предстоит тщательно проработать), участникам будущих конференций хватит новых тем для обсуждений.
Елена Старостина