Грэм Уилсон: Западному читателю скармливают шаблоны эпохи холодной войны | 1news.az | Новости
Точка зрения

Грэм Уилсон: Западному читателю скармливают шаблоны эпохи холодной войны

13:40 - 24 / 06 / 2015
Грэм Уилсон: Западному читателю скармливают шаблоны эпохи холодной войны

Автор многочисленных биографий и книг о политических лидерах и крупных мировых компаниях, британский писатель Грэм Уилсон направил в редакцию 1news.az письмо, в котором автором анализируются причины предвзятости западных СМИ при освещении масштабных мероприятий, проводящихся за пределами т.н. «западной цивилизации» и описывается процесс постепенной деградации европейской прессы.

Отметим, что перу Грэма Уилсона среди прочих его произведений принадлежит биография Президента Азербайджана Ильхама Алиева (ILHAM: Portrait of a President) и книга об Общенациональном лидере Гейдаре Алиеве (HEYDAR: the Rise and Fall and Rise Again of Heydar Aliyev and Azerbaijan).

Г.Уилсон прекрасно знаком с реалиями нашей страны - на протяжении нескольких лет он неоднократно посещал Азербайджан, проводя здесь исследования по изучению истории республики, а также интервьюируя представителей власти и оппозиции.

* * * * *

Баку «избавленный от Мердока»

Организованы на высочайшем уровне, который доселе видели только в Лондоне? Прогрессивный народ, который вышел из анархии прошлого и сегодня успешно расположился на международной арене? А как насчет просвещенных, ярких, энергичных молодых людей из Азербайджана? Блеск и шик? Спортивное мастерство? Вы пропустили все это?

В Великобритании все мы именно это и сделали. Даже такая патриотическая новость как золото Чарли Мэддока по тхэквондо померкла на фоне других, куда более «важных» новостей дня. Нет, затмили ее не сообщения о гуманитарной катастрофе в Сирии. Похоже, что больше всего люди в Западной Европе хотели узнать о последнем публичном появлении Ким Кардашьян, одетой подобно трансвеститу из Бангкока.

Что же до происходящего в Баку, то спорт был вторичен. Нашим журналистам поручили охотиться за более сочными историями. Если бы Игры проходили в Париже, тратили бы наши журналисты свое время на беседы с эксцентричными периферийными политиками?

Если бы Игры проходили в Берлине, было бы столько колонок о бездомных животных? Искали бы они в Испании родственников мелких преступников, сидящих в тюрьме, чтобы сделать с ними интервью раньше, чем побеседовать со своими же спортсменами?

Наверное, нет. Но западные СМИ предоставили весь свой эфир и израсходовали весь свой запас чернил на то, чтобы при помощи шовинистической риторики сделать блистательный Олимпийский стадион в Баку лишь фоном для целого ряда негативных репортажей.

Это - потерянная возможность отметить достижения энергичной нации, яркие спортивные победы и заслуги прогрессивной и прозорливой власти на мировой арене.

Но никому до этого не было дела. Культурный зенит Западной Европы закончился. Все мы скорее предпочтем разглядывать фотографии Софии Вергары на красной ковровой дорожке, чья грудь выглядывает из глубоко декольте, нежели побеспокоимся о крахе послереволюционной Ливии, или о том, что вооруженная до зубов Северная Корея на грани голода.

Историй об этом нет ни в наших газетах, ни на телевидении. Это ведь не так зрелищно, понимаете? Спросите беженцев из Нагорного Карабаха.

Вряд ли Вы привлечете внимание, если только вы не звезда, вылезающая в короткой юбке из такси без нижнего белья, перед сотней другой папарацци.

Когда же было принято решение, что все мы хотим, чтобы в наших новостных лентах преобладал такой вот мусор?

Еще в 1992 году редактор одной из самых популярных британских газет, где я работал, отправил меня в Польшу написать репортаж. 

Атомная электростанция 1950-х годов после долгих лет недофинансирования в советскую эпоху начала демонстрировать тревожные признаки разрушения. Мой редактор был предупрежден, что образцы почвы под землей и в воде давали ошеломляющие показания. Чернобыльская катастрофа была свежа в памяти, а Польша находилась гораздо ближе к Лондону, чем Украина.

Что-то действительно происходило. Были и свидетельства от обычных людей: больницы, близкие к станции, демонстрировали всплеск врожденных дефектов и рака.

После неполного дня непосредственно в этой зоне я вернулся в Варшаву, откуда собирался написать репортаж, который, по моему мнению, был самой настоящей сенсационной историей о безответственном управлении, отсутствии должного контроля со стороны правительства и потенциальном бедствии – повторении Чернобыльской трагедии.

История человеческих страданий так живо стояла у меня перед глазами, что я уже представлял себе мой репортаж на первой странице газеты.

Я решил провести вечер в отеле, поскольку на следующий день ранним утром мне нужно было лететь домой. Раздался телефонный звонок. Это был редактор моей газеты, человек, некоторое время спустя ставший ведущим шоу на CNN нескромно названного в честь него же, а еще чуть позже замешанный в телефонном скандале.

Он был гораздо выше меня в иерархии нашей структуры, и я никогда прежде его не видел. Полагая, что он, видимо, интересуется шокирующими фактами потенциального ядерного бедствия, о котором я писал, я начал было рассказывать ему подробности. Однако он резко изменил тему разговора.

«Не переживай по поводу этого дер*ма. Я высылаю к тебе фотографа. Иди и пройдись по барам. Как мне сказали, девушки в Варшаве готовы отыметь тебя за пачку Marlboro. Напиши мне об этом в цвете». На этом разговор оборвался.

Четверть века спустя, моральная составляющая британских СМИ никак не изменилась, и это факт. Наши таблоиды делают сенсации из ничего, чтобы обеспечить продажи.

Многие поспорят, что это единственный способ, которым они зарабатывают деньги. Но сплетни, инсинуации, преувеличения и пристрастное освещение, как рак, сегодня заполонили все издания, от таблоидов – до серьезных газет.

Фотографии провокационного наряда Ким Кардашьян идут на главной полосе, сдвигая серьезные материалы об угрозе ИГИЛ пониже или даже куда-нибудь на второстепенные страницы. 

На протяжении многих лет целое поколение британцев подсажено на «информационную диету» - на сообщения о бессмысленных скандалах и фотографии распущенных моделей.

Серьезное освещение мероприятий национального масштаба сокращается так же быстро, как снижается коэффициент нашего интеллекта.

Народ страны, некогда управлявшей миром, больше не концентрирует свое и без того ослабевшее внимание на основных международных событиях – угрозе ИГИЛ, ситуации в Сирии, Крыму, Греции. Журналисты потчуют британских читателей лишь информацией сенсационного или сексуального характера. Постоянно.

Когда ведущий политический комментатор издания Telegraph Питер Оборн говорит, что ему больно видеть промахи своей газеты, мне представляется, что тот самый казус «Варшавы – 1992 года» нынче превратился в казус «Лондона-2015». Вот она норма.

И это средства массовой информации, которые умышленно закрывали глаза на серийные случаи педофилии и убийства детей на самом высоком уровне нашего политического истеблишмента 1970-х годов. Это те самые средства массовой информации, чьи сотрудники не гнушаются прослушивать телефонные разговоры королевской семьи, знаменитостей и обычных людей, чтобы своими грязными лапами состряпать сенсацию из печальных личных историй.

Если это т.н. низина культурной эволюции, в которой мы сегодня пребываем, этакий моральный вакуум, то кому вообще есть дело до Евроигр в Баку?

Конечно, уж точно не миллиардеру Руперту Мердоку, который владеет изданиями Sky, News of the World, Тhe Sun, Тhe Times и Тhe Sunday Times в Великобритании и изданиями Fox News, Wall Street Journal, New York Post и Harper Collins в Соединенных Штатах.

Используя свой вес, он оказывает влияние на политику и общественное мнение и открыто воздействует на результаты выборов в ряде западных стран, но не проявляет никакого желания к тому, чтобы использовать свою власть во имя обогащения человеческой культуры. Дешевые сексуальные репортажи и скандалы – вот все, что ему нужно.

Он и другие влиятельные в сфере СМИ люди опустили новый «железный занавес» вокруг тех стран, где сильно их влияние. Это не ядерная пропасть холодной войны, но «железный занавес» изоляционистского невежества, которое усугубляет религиозный, культурный, социальный, национальный разрыв, – и все это только ради привлекательной истории. Западные СМИ начертили разграничительные линии в Вашингтоне, Лондоне, Париже и Берлине. А мы – на этом Западе, фактически обречены поглощать это шаблонное видение мира.

Европейские игры «Baku-2015» были призваны преобразовать наше восприятие мира. Мы все разные. Не существует стандартных людей, но все мы разделяем общечеловеческий дух. Евроигры предоставили нашим спортсменам возможность проявить себя, испытать предел человеческих способностей.

Любой, кто обратил внимание на Азербайджан, проникся именно таким настроением. Для нас, иностранцев, заглянувших за «железный занавес» и наслаждающихся свободным от «шаблонов Мердока» взглядом на Европейские игры, открылся энергичный и сердечный народ со своим уникальным характером. Но в Англии вы всего этого не увидите.

Впрочем, в это время наша пресса галдела как раз о спорте. Это были материалы о [скачках] Royal Ascot, правда фокусировались они не столько на Королеве Елизавете или породистых скакунах, сколько на пьянках и скудных одеяниях женщин в чуть более дешевых районах. И конечно делалось это не без помощи множества фотографов.

Кроме того, по иронии судьбы, когда атлеты Британии были на международной повестке дня, наша пресса глумилась над Мо Фарахом [легкоатлете и чемпионе], британской иконе Лондонской Олимпиады 2012 года, используя смехотворные инсинуации, порочащие его репутацию.

Тогда мы в Лондоне пожимали плечами, понимая, что наши средства массовой информации будто специально сначала превозносят человека до уровня национального героя только затем, чтобы потом со скандалом сбросить его с пьедестала.  Павший герой, знаете ли, почти так же хорош, как и секс-скандал.

Так что же вы скажете о тех самых Играх в Баку?

Перевод: Е.Остапенко

* * * * *

Оригинальный текст письма Грэма Уилсона

Baku un-Murdoched

So what about those Games in Baku?

Organised to a level previously only seen in London? A fresh progressive nation that has pulled itself from the anarchy of the past and now sits astride the international stage? What about Azerbaijan's enlightened, bright, vivacious, young people? The glitz and the glamour? The sporting prowess?

Did you miss it? In Britain we did. Even patriotic highs like Charlie Maddock’s taekwondo gold were relatively anonymous amid the ‘important’ news of the day. No, not the humanitarian disaster in Syria, obviously the lead story that people in Western Europe really wanted was Kim Kardashian’s latest public appearance dressed like a Bangkok transvestite.

As for Baku, sport was secondary. Our journalists were commissioned to hunt for more juicy stories in Azerbaijan. If the games were in Paris would our journalists have spent their time interviewing cranky, peripheral political figures? If Berlin were hosts would coverage of the homeless fill more column inches? What out Barcelona, would our writers and film crews in Spain have actively sought out the relatives of jailed petty criminals and hyped interviews with them, ahead of recording the achievements of our athletes?

Probably not, but Western media houses have gleefully lit up the airwaves, and tore through their ink stocks, with a jingoistic rhetoric that has attempted to make the imperious Baku Olympic Stadium simply a backdrop to a canvas of negative reports. It was a lost opportunity to celebrate the achievements of a vibrant nation, of sports stars at their imperious best, and to record the continuing role of a progressive, foresighted administration on the world stage

But no one was listening. Western Europe’s culturnal zenith is over. We would all rather look at a half-page photograph of Sofía Vergara’s breasts on the red carpet, straining to uncouple themselves from a low-cut blouse, than worry about the collapse of post-revolution Libya, or a well armed North Korea descending into famine. Those stories are all but absent in our newspapers and on our television screens. Not entertaining enough, you see.

Just ask the refugees of Nagorno-Karabakh. There is a certain anonymity that comes from not having a mini-skirted icon willing to step out of a taxi, minus underwear, in front of a 100 baying paparazzi.

Just when was it decided that we wanted our news coverage dominated by such detritus?

Back in 1992 I was dispatched by the editor of one of the best selling British national newspapers to cover a story in Poland. A 50s era nuclear power plant, after years of Soviet Era underinvestment, was starting to show alarming signs of collapse. My editor had been tipped off that groundwater and soil samples were showing stunning Curie readings. The Chernobyl disaster was fresh in our minds. And Poland was far closer to London than Ukraine.

Something was, indeed, going on. As well as empirical evidence from ordinary people, hospitals close to the plant were able to illustrate a spike in birth defects and cancers. After barely a day in the field I returned to Warsaw from where I would file what I considered to be a sensational story of plant-mismanagement, government-neglect, official-cover-up and a potential disaster that would make Chernobyl seem like a passing rainstorm. The story of human suffering that accompanied this was so poignant I could already visualize my byline on the front page.

The following morning I was due to take an early morning flight home, so I chose an early night in my hotel room, when the telephone rang. It was the editor of the newspaper, a figure who went on to present a ghastly self-titled show on CNN and, in even more contemporary times, is becoming increasingly implicated in a putrid phone sacking scandal. He was several pay grades above me, so I had never met him. Presuming he was following up on my shocking expose of a potential nuclear disaster I brought up the subject. He bluntly changed the conversation. 'Never mind that sh*t. I'm sending over a photographer tonight. Go and check out the bars. I'm told the girls in Warsaw will f*ck you for a packet of Marlboro. Write me three or four colour pieces." With that the line went dead.

A quarter century on, the moral bankruptcy of British media is hardly a news story in itself. It is established fact. Our tabloids sensationalise to sell newspapers. Many would argue that this is the only way that they make their money. But the gossip, innuendo, exaggeration and slanted coverage has seeped, like a cancer, from tabloids to the supposedly serious newspapers. Every time, every single time, reporting on the sexual proclivities of minor, no-mark celebrities takes precedents over Britain's economic malaise. Photographs of the latest sluttish dress paraded by the utterly vacuous (and ethnically Armenian) Kardashian go on the front page, pushing serious reporting on the scourge of ISIS below the fold, or onto an inside page. The British are fed an ever increasing 'news' diet of pointless scandal and photographs of sluttish teenage models, and have been for a generation. Along with a visual diet of tortuous reality television, the population had been inexorably dumbed down. Serious coverage of national events has shrunk as fast as the national intelligence quotient. The public of this nation, a nation that used to rule the worlds, no longer focuses its enfeebled attention span on major international stories — ISIS, Syria, Crimea, Greece for example — instead mainstream journalists feed Britons a diet of sex and sensation. Every time.

When a writer of the pedigree of the Telegraph's Peter Oborne says he feels 'sick' over his newspaper's failings, one can see that Warsaw circa-1992 has become London circa-2015. The norm.

This is a media that deliberately turned a blind eye to serial pedophilia and child rape and murder at the highest level of our political establishment in the 1970s. In more contemporary times this is a media that roundly failed in its coverage of a scandal that would see its own, newspapers and newsmen, hacking the telephones of Royals, celebrities and ordinary people in order to get their grubby hands on lurid personal stories. Particularly notable was the hacking of the voicemail of murdered teenager Milly Dowler, which caused a misstep in the Police investigation into her killing. Still, at the time it generated some headlines and sold some newspapers. So that’s alright then.

If this is the receded plain of cultural evolution we now exist in, a moral vaccume, who cares about Baku 2015?

Certainly not billionaire press baron Rupert Murdoch — whose News International owns the Sky, News of the World, the Sun, the Times and the Sunday Times in Britain, and Fox News, the Wall Street Journal, the New York Post and Harper Collins in the United States, as well as media houses across the world. Using his reach, he pedals influence over politics and public opinion and has willingly and openly steered elections in several Western democracies. Beyond this, Murdoch has shown no desire to wield his power — or responsibility — to enrich human culture. Cheap sexual titillation and scandal does more for his bottom line.

He and the other press barons have thrown down a new Iron Curtain around the nations where their influence pervades. It is not the nuclear chasm of the Cold War, but an Iron Curtain of isolationist ignorance that exacerbates religious, cultural, social, national divide, all in the name of a good story. The Western media had toed the party line set in Washington, London, Paris and Berlin. We in the West are fed an almost uniform world view that too few question.

Baku 2015 was about transforming our perception of the world. We are all different, there is no such thing as a standard or run-of-the-mill human being, but we share the same human spirit. The Games provided an opportunity for our athletes to excel, to stretch themselves and test the limits of human endeavor. Anyone who took note of Azerbaijan saw this spirit. For us foreigners who took a peak around the Iron Curtain, enjoying unfettered, unsterilised and un-Murdoched views of the European Games, was saw a nation of character and energy and heart.

In England you would not know it. In the same week where these showpiece games ended, our news cycle was also dominated by sport. It is Royal Ascot and coverage focused less on Queen Elizabeth and the thoroughbred racehorses, as on the drunken binging and skimpy attire of women attending in the cheaper areas of Ascot. With plenty of photographs to illustrate the point, of course. And, ironically when athletics was on the international agenda, our press was rounding on Mo Farah, British icon of the London 2012 games, using innuendo and evidence stretched so thin it is laughable, to besmirch his reputation. In London we shrug our shoulders and comment ‘here they go again’, our media building an individual up as a national hero, only to then drag them down. A fallen hero, you see, is almost as good as a sex scandal.

So what about those Games in Baku?

Graeme Wilson

Поделиться:
7652

Последние новости

Все новости

1news TV