Сулейман Демирель. Конец эпохи
17 июня 2015 года на 91-м году жизни скончался видный турецкий государственный деятель, 9-й президент Турции Сулейман Демирель.
Сулейман Демирель находился в больнице с 13 мая 2015 года. Он страдал острой респираторной инфекцией и сердечной недостаточностью. Еще два года назад Демирель потерял любимую жену Назмие ханым, вместе с которой он прожил 65 лет. После этой потери, пожилой экс-президент, который не имел детей, больше не смог оправиться.
Все свое время Демирель проводил рядом с женой, которая потеряла память и даже не узнавала родных. Врач настоятельно рекомендовал ему поехать домой и отдохнуть, аппеллируя на то, что супруга все равно не помнит его. Тогда Демирель, всегда отличавшийся остроумием и крайней находчивостью, ответил ему следующим образом: «Я-то помню ее».
Сами Сулейман Гюндогду Демирель вошел в историю Турции как самый молодой генеральный директор государственного предприятия и премьер-министр страны. Он очень долго занимал пост главы турецкого правительства, уступая по этому показателю лишь Исмету Иненю и Реджепу Тайипу Эрдогану. Демирель был избран депутатом Великого национального собрания Турции от Ыспарты шесть раз, а пост премьер-министра страны в целом занимал 10 лет и 5 месяцев. Президент Турции целых семь раз поручал Демирелю сформировать новое правительство.
Два раза возглавляемые Демирелем правительства были свергнуты в результате военного переворота. В 1980 году хунта лишила его права заниматься политикой и поместила в военную тюрьму Зинджирбозан. Демирель смог вернуться в активную политику лишь после истечения срока запрета в 1987 году.
В 1993 году Сулейман Демирель взошел на пик своей политической карьеры и был избран президентом Турецкой Республики. Он стал самым известным турецким политиком второй половины ХХ века. В течение 35 лет в активной политике Демирель практически никогда не расставался со своей любимой черной шляпой, которая, по замыслу политика, символизировала турецкую демократию.
За эти годы у него было очень много прозвищ от «Короля водохранилищ» (Barajlar Kralı) до «Господина» (Beyefendi). Но за любовь к народным массам и свою мудрость Демирель больше запомнился туркам как «Баба» – отец народа. Незадолго до смерти политика, в его родной Ыспарте был открыт Музей демократии и развития имени Сулеймана Демиреля.
Будучи профессиональным инженером, Демирель осуществил в Турции ряд успешных и долгосрочных проектов. В 1962 году «Король водохранилищ» примкнул к политике и уже через два года стал председателем оппозиционной правоцентристской Партии справедливости, одним из соучредителей которой являлся сам. Возглавляемая им партия победила на парламентских выборах 1965 года и 40-летний Демирель стал 12-м премьер-министром Турецкой Республики.
Это было его первым громким политическим успехом и Демирель находился у власти шесть лет подряд. В течение своей карьеры ему удалось сформировать еще 6 правительств (1969-1970, 1970-1971, 1975-1977, 1977-1978, 1979-1980, 1991-1993).
«Баба» успешно руководил как однопартийными и коалиционными правительствами, так и правительствами меньшинства. Партия праведного пути, лидером которой он был с 1987 по 1993 год, была второй и последней политической силой в его жизни.
В годы своего правления Демирель провел целый ряд успешных экономических реформ, направленных на индустриализацию и либерализацию страны. Он был яростным сторонником секуляризации и соблюдения конституционных прав, считался главным борцом за демократию в Турции. «Будучи дежурным по демократической республике, я провел семь лет в покоях Ататюрка», - говорил Демирель, рассказывая о годах, проведенных во дворце Чанкая в качестве президента страны.
Сулейман Демирель был трудолюбив еще с раннего детства. Он часто пас овец в родной деревне Исламкей, за что получил прозвище Чобансюлю. Молодой Сулейман был очень находчив и невероятно умен. В годы своей политической деятельности Демирель умело находил общий язык с прессой, часто выступал перед общественностью, общался с простолюдином и всегда отличался острым умом, а также чувством юмора.
Когда военные свергли его в 1980 году, Демирель недвусмысленно заявил: «Я взял шляпу и просто ушел. Отныне эта шляпа – символ демократии – принадлежит не мне, а моему народу».
Сулейман Демирель является автором очень многих парафразов и крылатых выражений. В свои изречения «Баба» обычно добавлял присущий ему юмор. Однажды, отвечая на вопрос журналиста о том, почему в Турции не закрываются публичные дома, Демирель, по словам очевидцев, ответил следующим образом: «Допустим, что мы закроем все публичные дома. Что дальше? Вы хотите, чтобы народ имел нас?»
В турецкий политический лексикон вошли такие словосочетания и выражения Демиреля, как «Не стоит нервничать из-за шествий каких-то групп. Улицы не стареют из-за того, что по ним шевствуют», «Черт побери! Будто был бензин, а мы его выпили», «Я никогда не скажу, что правые убивают людей», «Разве электричество может быть коммунистом?», «Эгей – не греческое озеро, Эгей – не турецкое озеро, Эгей вообще не озеро!», «Вчера – это вчера, сегодня – это сегодня» и т.д.
Как-то раз в разгар конфронтации из-за кипрского вопроса между Турцией и Великобританией Демирель посещает Лондон. На обратном пути, на вопрос журналиста почему он пожал руку главы Форин-офиса, «Баба» ответил так: «А что, собственно говоря, я должен был сжимать?».
Некоторые из оппонентов считали Демиреля членом масонской ложи или других тайных организаций.
В течение более чем 50 лет Сулейман Демирель был символом правоцентристского лагеря турецкой политики. Он умело объединял вокруг себя всех правых политических сил страны. Под его общим патронажем функционировали как ультраправые националисты, так и исламисты и прочие турецкие консерваторы. Этот человек умел идти на компромиссы и всегда находил золотую середину.
Главным политическим соперником Демиреля всегда был лидер левого лагеря, бывший премьер-министр Турции, ныне покойный политик Бюлент Эджевит.
По иронии судьбы, будучи президентом страны в 1999 году, он именно Эджевиту поручил сформировать последнее правительство при своем президентстве.
Джейхун Алекперов