Поствыборная Турция: почерк турецких националистов | 1news.az | Новости
Точка зрения

Поствыборная Турция: почерк турецких националистов

16:20 - 09 / 07 / 2015
Поствыборная Турция: почерк турецких националистов

На днях, благодаря косвенной поддержке турецких националистов, выдвиженец Партии справедливости и развития Исмет Йылмаз был избран председателем Великого национального собрания Турции.

Турецкий парламент избрал своего нового спикера. Вначале все четыре партии, пробравшиеся в парламент, выдвигали на этот пост своих кандидатов, отказываясь поддержать кандидатуру выдвиженцев других политических сил.

Таким образом, кандидатом от Партии справедливости и развития (ПСР) стал бывший министр обороны Турции Исмет Йылмаз. Крупнейшая оппозиционная Народно-республиканская партия (НРП) выдвинула кандидатуру своего бывшего лидера, известного турецкого политического деятеля Дениза Байкала. Партия националистического движения (ПНД) остановила свой выбор на Экмеледдине Ихсаноглу, бывшем генсеке Организации исламского сотрудничества (ОИС) и едином кандидате в президенты от ПНД и НРП на прошлых выборах. Что касается прокурдской Демократической партии народов (ДПН), то ее кандидатом оказался бывший член ПСР Денгир Мир Мехмет Фырат.

Для того, чтобы победить в первых двух турах один из кандидатов должен был набрать 376 голосов 550-местного парламента. Как и ожидалось, первые два тура не выявили победителя, поскольку партии проголосовали за своих кандидатов. В третьем туре кандидатам следовало набрать как минимум 276 голосов депутатов Великого национального собрания, однако и с этой задачей не справилась ни одна из партий. По Конституции, в четвертый тур вышли лишь два кандидата, набравшие наибольшее число голосов турецких парламентариев: ими оказались кандидат от ПСР Исмет Йылмаз и выдвиженец НРП Дениз Байкал.

В четвертом туре победу можно было одержать даже с перевесом в один голос. Так, за кандидата ПСР Йылмаза проголосовали 258 народных избранников, что соответствует количеству депутатских мандатов этой партии. Выдвиженец НРП Байкал же набрал 182 голоса, то есть кандидатуру престарелого политика поддержала как его партия, так и большинство депутатов от ДПН. Поддержать единого оппозиционного кандидата в четвертом туре отказались турецкие националисты во главе с Девлетом Бахчели. Их отказ  от участия в голосовании оказался судьбоносным. ПНД не поддержала ни одного из двух кандидатов, пробравшихся в четвертый тур. Другими словами, этот «жест» националистов обеспечил ПСР победу и Исмет Йылмаз был избран новым спикером парламента Турции. 

После этого, весь оппозиционный лагерь турецкого политического поля ополчился против националистов. Бахчели и его сподвижников упрекнули в содействии ПСР и обвинили в двуличии. Националисты жестко ответили на все нападки в свой адрес, аппеллируя на то, что они изначально не намеревались поддерживать кого-либо, кроме как Ихсаноглу. По мнению Бахчели, националисты не обязаны были поддерживать кандидата от НРП, наоборот, партии Байкала следовало поддержать Ихсаноглу, поскольку он был их единым кандидатом в президенты на последних выборах.

Националисты также опровергают информацию о сговоре с ПСР. Более того, они считают, что именно НРП сговорился с президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом. Это вовсе не Йылмаз, а именно Байкал был кандидатом президента, уверены в ПНД. В качестве аргумента в партии упоминают встречу между Байкалом и Эрдоганом во дворце Чанкая, детали которой, по их мнению, до сих пор не известны турецкой общественности.

Как бы там ни было, действия турецких националистов тем или иным образом почти всегда играют на руку партии Ахмета Давутоглу. Риторика лидера ПНД Девлета Бахчели чрезвычайно жесткая и он всегда выступал с более чем критическими заявлениями в адрес ПСР и президента Эрдогана. Тем не менее, в самые критические моменты националисты так или иначе практически всегда поддерживали действия ПСР и законопроекты, инициируемые правительством. Одни связывают это с солидарностью в рядах правых, другие с первыми наиболее явными признаками назревающей коалиции. 

А вот для того, чтобы перед глазами появилась полная картина политической сцены Турции, необходимо найти ответ на один очень существенный вопрос. Давайте вспомним, так какой же позиции придерживались турецкие националисты во время таксимских событий двухлетней давности?       

Безусловно, позиция лидеров второй крупнейшей в стране оппозиционной Партии националистического движения тогда представляла огромное значение как для правительства, так и для его оппонентов в лице НРП и других радикально настроенных левых партий. Ведь лидер турецких националистов Девлет Бахчели и по сей день является чуть ли не самым ярым оппонентом Реджепа Тайипа Эрдогана.

По мнению Бахчели, проклинавшего тогда правительство за переговоры с курдскими сепаратистами, единственной задачей этих сил является расчленение Турции под видом восстановления былого величия турецкой государственности. 

Но не тут-то было. Лидер турецких националистов Девлет Бахчели запретил членам молодежных организаций ПНД участвовать в массовых акциях протеста и даже пригрозил изгнать непослушных «бозгурдов» (серых волков) из рядов партии. Да, Бахчели решительно осудил действия правительства и непропорциональное применение силы против демонстрантов, но в то же время он призвал турецкий народ приподать урок правящей партии не на улицах и площадях, а в ходе предстоящих выборов. 

Но тем не менее, ПНД пошла против своей воли и оказала тогда огромную «услугу» правящей партии. Вероятно тогдашний премьер-министр Эрдоган легко вздохнул после того как узнал о решении Бахчели. Ведь страшно даже представить возможный сценарий развития событий прими Бахчели иное решение. Что было бы если бы на улицы городов Турции вышли сотни тысяч «серых волков»?!

Следует отметить, что молодые националисты, более известные как идеалисты (ülkücüler), тогда были разочарованы решением своего лидера, хотя и испытывали к нему чрезмерное уважение. Но правящая Партия справедливости и развития не скрывала своего удовлетворения от нейтралитета турецких националистов. Правительство, хотя также против своей воли, даже официально выразило признательность Бахчели за проявление благоразумия.

Так чем же руководствовался лидер ПНД запрещая своим однопартийцам принять участие в антиправительственных выступлениях?! Неужели это было очередным проявлением солидарности в рядах правых сил?! Не думаю...

Известно, что еще в начале антиправительственных выступлений Бахчели говорил, что его партия не примет участия в каких-либо акциях, наносящих непоправимый урон престижу Турции на мировой арене. 

В первую очередь, Бахчели понимал, что если националисты выйдут на улицы, то им ненепременно придется сталкиваться с активистами леворадикальных организаций, среди которых очень много коммунистов и космополитов, то есть давних врагов «серых волков».

Очевидно, что тогда по площадям и улицам главных турецких городов совершенно свободно разгуливали толпы курдских сепаратистов, симпатизирующих террористической Рабочей партии Курдистана (РПК) и несущих портреты «террориста номер один» Абдуллы Оджалана.

Известно и то, что любой уважающий себя турецкий националист не может даже находиться в одном пространстве с пособниками террористов из РПК. Иными словами, любая встреча националистов и сепаратистов вне зависимости от пространства и времени чревата противостоянием, а значит тяжелыми последствиями.

Руководство ПНД больше не хотело, чтобы турецких националистов втягивали в политические авантюры образца 1970-х годов. Тогда репутация партии серьезно пошатнулась после кровавых событий в Кахраманмараше и Чоруме. Из-за реальной коммунистической угрозы западные спецслужбы активно использовали национальные чувства турок в борьбе с левыми, получающими должную поддержку из Москвы, и тогда многие из «серых волков», сами того не зная, были вовлечены в многочисленные политические авантюры. 

А что касается Бахчели, то этот политик продолжает принимать неожиданные решения. Отказавшись поддержать кандидата от НРП на пост председателя Великого национального собрания, имеющего неплохие шансы победить кандидата партии парламентского большинства, националисты, фактически, зажгли зеленый свет для выдвиженца ПСР.   

Судя по заявлениям националистов, они вовсе не намерены подигрывать какой-либо политической силе. Однако, принимая стратегические решения, третья крупнейшая политическая партия страны, всегда расчитывающая в среднем на 15% голосов избирателей, наверняка знает, что в одиночку ей к власти никогда не прийти.

В то же время на разговоры о политической коалиции в ПНД реагируют весьма болезненно. Горький опыт 1999-2002 годов говорит сам за себя.

Джейхун Алекперов

Статья отражает точку зрения автора

Поделиться:
5038

Последние новости

Все новости

1news TV