Гюльмира Рзаева: проект AGRI – достойная конкуренция другим путям поставок азербайджанского газа в Европу
Проект AGRI по поставкам газа из Азербайджана в Европу обещает быть стратегически и экономически выгодным для его участников, потенциальных спонсоров и участников рынка.
Такого мнения придерживается Гюльмира Рзаева, ведущий научный сотрудник Центра стратегических исследований (ЦСИ) при Президенте Азербайджана, исследователь в Институте Оксфорда по энергетическим вопросам.
Со стратегической точки зрения значение AGRI - в его уникальном географическом расположении, пишет Г.Рзаева в статье на сайте Jamestown Foundation.
«Другие газотранспортные проекты по доставке газа на европейские рынки из России («Турецкий поток») и Азербайджана («Южный газовый коридор») предполагают прохождение трубопроводов через Турцию, а рассчитывать лишь на одну систему трубопроводов рискованно в плане обеспечения безопасности поставок», - пишет она.
В этом контексте автор отмечает, что AGRI следует рассматривать в качестве единственного альтернативного транспортного проекта, который будет не только доставлять газ из нового источника (не «Шахдениз»), но и представляющий поистине альтернативный маршрут.
Тем самым, это уменьшает зависимость от одной транзитной страны или одной системы трубопроводов, пишет Г.Рзаева. Это следует считать ключевым стратегическим значением проекта AGRI для производителей газа в Азербайджане и Каспийском регионе, а также для покупателей в Европе.
Проект AGRI заключается в обеспечении поставок азербайджанского, а в будущем, и туркменского газа в Румынию и Венгрию через Грузию и по дну Черного моря. 24 июня в Бухаресте прошла министерская встреча в рамках проекта, где была подписана совместная декларация поддержки со стороны стран-участниц.
Маршрут проекта выглядит следующим образом: газ из Азербайджана будет поставляться к грузинскому порту Поти за счет расширенного Южно-Кавказского трубопровода (SCPх).
Здесь на специальном терминале газ будет переводиться в жидкое состояние и отправляться на танкерах в румынский порт Мидия, где он будет снова переводиться в газообразное состояние и по новым трубопроводам транспортироваться на румынский, венгерский и другие потенциальные рынки Европы. Для этого будет необходимо строительство нового газопровода из порта Мидия дальше вглубь территории Румынии и Венгрии.
Что касается экономической выгоды проекта для стран-участниц и спонсоров, то она, по словам автора, зависит от того, если расходы на транспортировку, которая включает в себя сжижение газа, доставку и регазификацию, окажутся ниже, чем стоимость транспортировки посредством лишь системы трубопроводов, к примеру, через «Южный газовый коридор».
Для того чтобы быть привлекательным для инвесторов, проект AGRI также должен обеспечить возмещение инвестиций, отмечается в статье.
«Учитывая тот факт, что в дополнение к расходам на транспортировку необходимо также построить два дорогостоящих объекта (терминалы по сжижению и регазификации), может показаться, что экономически проект не выгоден по сравнению с другими проектами, где газ предполагается транспортировать преимущественно через трубопроводы», - пишет Г.Рзаева.
«Тем не менее, если сравнивать AGRI с другими проектами по транспортировке азербайджанского газа в Европу, он выглядит коммерчески весьма дееспособным», - заключает она.
По предварительным оценкам, стоимость проекта будет варьироваться от 2 до 5 млрд. долларов, в зависимости от мощности терминалов, которая может составлять 2,5 или 8 млрд. кубометров газа в год.
Общая же стоимость «Южного газового коридора», который включает в себя расширенный Южно-Кавказский трубопровод (SCPx), Трансанатолийский трубопровод (TANAP) и Трансадриатический газопровод (TAP), оценивается от 25 до 27 млрд. долларов для транспортировки 16 млрд. кубометров газа на первом этапе. Тогда как стоимость проекта AGRI в аналогичных масштабах газа будет равняться 9 млрд. долларов.
Финансирование AGRI остается главным вопросом для партнеров проекта, отмечает Г.Рзаева. По многим причинам проект заслуживает того, чтобы быть включенным в список проектов интереса Евросоюза и быть частично профинансированным со стороны институтов ЕС, считает она.
Первым аргументом является то, что проект отвечает условиям долгосрочной стратегии Евросоюза обеспечить поставки газа в Европу из альтернативных источников. Во-вторых, AGRI может смягчить любые риски попадания европейских потребителей в зависимость от одной транзитной страны (в данном случае, Турции) или единой системы трубопроводов.
В-третьих, планируемые объемы газа по AGRI (5 - 8 млрд. газа в год) достаточно значимы для Румынии, Венгрии, а в будущем, и для других потенциальных стран Восточной и Центральной Европы, а также Балкан, учитывая небольшие размеры их рынков.
Елена Остапенко, Ф.Б.