О религиозном просвещении, или Как бороться с влиянием ИГИЛ в Азербайджане
Все чаще и чаще в последние годы мы слышим о том, что кто-то «ушел» в религию.
«Ушел» - потому что человек действительно отстраняется от социума, сводит к минимуму общение с родными и близкими, предпочитая их обществу своих религиозных соратников. Молодые люди мрачнеют и замыкаются в себе, а на попытки родных узнать, что с ними и как, реагируют агрессивно.
В редакцию 1news.az пришло письмо от читательницы, столкнувшейся с подобной проблемой:
Здравствуйте! Обращаюсь к вам с просьбой помочь советом, и поднять тему религиозного влияния, которому поддается в последнее время все больше молодых людей.
Моя близкая подруга столкнулась с этой проблемой лично, и до сих пор не знает, что делать. Ее сын восемнадцатилетний парень, познакомившись с кем-то, неожиданно для членов своей семьи «увлекся» религией. Что именно за религиозная организация, к которой примкнул сын, она не знает. Знает только, что она мусульманская - сын читает Коран и совершает намаз.
Спустя несколько месяцев мальчик практически перестал общаться со своими родственниками. Он не слушает музыку, не ходит в кино, игнорирует семейные торжества и праздники, что вызывает беспокойство и тревогу у матери. Посоветуйте, что можно сделать в подобной ситуации, и насколько это опасно? В свете последних событий мы боимся, что парня могут вовлечь в экстремистские организации!
С уважением, Наида Алиева.
Опасно ли это? Ответить на вопрос нашей читательницы, увы, невозможно. Слишком скудна информация об обществе, к которому «примкнул» ее знакомый. Однако, проблема, которую затронула Н.Алиева в своем письме, действительно актуальна в нашей стране. Достаточно пробежаться взглядом по некоторым религиозным группам в социальных сетях, чтобы убедиться: проблема действительно есть. Причина в том числе в религиозной безграмотности.
К примеру, горячую поддержку некоторых из молодых людей, считающих себя верующими, находят ужасные по своей жестокости преступления террористической организации ИГИЛ.
Не секрет, что несколько десятков граждан нашей страны принимали участие в боях на стороне террористической группировки, кого-то из них «игиловцы» даже казнили, а некоторых задержало МНБ Азербайджана.
Проблемы с психикой?
На этом фоне «религиозная» молодежь, выкрикивающая кровожадные лозунги, выглядит далеко не безобидно. Не говоря уже о том, что все это бросает тень на мирных верующих людей. Что же происходит с молодежью?
Почему в обществе стремительно распространяется религиозный экстремизм, а часто и откровенно террористическая идеология? За ответом на эти вопросы мы обратились к врачу-психиатру Аразу Манучери-Лалеи, по словам которого, с обращениями со стороны пациентов с расстройствами психики на религиозной почве он сталкивается довольно часто.
«Было бы некорректным заявлять, что религия послужила причиной заболевания, но тяжелые психические расстройства у них развиваются именно на религиозной почве. Дело в том, что под влияние неформальных «религиозных лидеров» попадают, как правило, очень ранимые, инфантильные люди с чувствительной психикой», - говорит А.Манучери-Лалеи.
По его утверждению, в группе риска попадания в «нетрадиционные религиозные организации», люди с глубокими психологическими, неврологическими, социальными и личностными проблемами.
«Люди, которые не могут или не хотят самостоятельно решать свои проблемы, не могут найти выход из сложившейся ситуации, они для «работников» религиозных сект – как пластилин, очень податливый материал. Их легко подчинить своей воле, втолковать религиозные убеждения. Кроме того, в наше время многие теряют понятие нормы, таких важных понятий как добро, справедливость, вера. Им декларируют одно, а в жизни происходит другое. В результате, психика несозревшего человека начинает бунтовать, и они находят выход в религии», - уверен психиатр.
По его мнению, все это, вкупе с религиозной безграмотностью и желанием избежать ответственности, списать все на божью волю – ведет к полному подчинению сектантам.
Тактика вербовщиков
Общий уровень знаний о религии у большинства нашего населения действительно оставляет желать лучшего. Тут дает о себе знать советское наследие. Лучшим свидетельством тому служат… сами «религиозные» люди, демонстрируя полное невежество в этом вопросе. К примеру, немало молодых людей, якобы, исповедующих Ислам, употребляют наркотики, что абсолютно неприемлемо, как и любые другие средства, опьяняющие рассудок. Львиная доля «религиозных» ведут себя нарочито агрессивно, пытаясь навязать религию и собственную точку зрения.
По мнению А.Манучери-Лалеи, происходит подобное от полной религиозной безграмотности.
«Сами люди, ведущие религиозную пропаганду, должны быть примером праведности. Азы религии необходимо преподносить детям со школы, давая детям выбор, не запугивая и не угрожая. Религиозные деятели, моллы и ахунды мечетей должны четко проводить параллель, указывать людям, где религиозная норма, а где уже патология», - уверен А.Манучери-Лалеи.
По его мнению, именно отсутствие хорошего религиозного наставника, позволяет вербовщикам вовлекать в свои сети молодых людей.
«Необходимо помнить о том, что вербовщики – очень хорошие психологи. Они используют тактику НЛП (нейролингвистическое программирование), используют недовольство человека окружающим миром, внушая, что религия – единственный выход», - говорит психиатр.
Манипулируя человеком, вербовщики используют лесть, угрозы кары божьей и обещание божьей же награды, окружают человека непривычным для него «дружеским» вниманием, постепенно изолируя «жертву» от близких и родных. Таким образом, религиозная группировка становится для него основным, а чаще и вовсе единственным авторитетом.
Что же делать?
«Прежде всего, обращаться к врачу», - привычно отвечает наш собеседник.
- Как же затащить к врачу взрослого человека против его воли? – возражаю я.
«Да, действительно, это проблема. В таком случае, можно попросить религиозно просвещенного человека, но, разумеется не из того места, куда он ходит, духовное лицо, которое объяснит ему, что к чему. К примеру, ко мне на прием молодых людей неоднократно присылал один довольно известный духовный человек. Очень важно найти человека, который станет авторитетом для человека, вовлеченного в секту. Человека, который сможет объяснить, что такое истинная религия», - рекомендует А.Манучери-Лалеи.
С этим утверждением солидарен и известный телеведущий, автор романа «Одинокий», писатель Орхан Фикретоглу.
Читайте по теме:
«В людях заложена потребность служить Богу, и если зачастую «традиционная» религия у нас олицетворяет лишь кладбищенские нормы, богатые похороны и поминки, людям просто некуда податься. Многое нечестно, нечисто, неграмотно. И молодежь это чувствует. Поэтому они ищут более аскетичных людей, людей, верных религии. И секты спекулируют этим. В результате вера в Бога превращается в веру в смерть. Ничего общего с Исламом это не имеет», - уверен О.Фикретоглу.
С вопросом о религиозных сектах мы обратились к нашему собеседнику не случайно – его роман
«Tək» («Одинокий»), это трагическая история жизни молодого человека, превратившегося в шахида-смертника, но осознавшего ложность выбранного им пути слишком поздно.
«Роман как раз сейчас публикуется в Турции, 12 числа там будет презентация книги», - отвечает писатель на наш вопрос.
Герой – подросток, защищаясь от армян, захвативших его родную деревню, вынужден был застрелить собственную мать, защищая ее от бесчестия. Он выжил, но был полностью сломлен. И как раз в этот момент попал на удочку «религиозникам», которые стали лепить из него смертника…
«Проблема в том, что традиционная религия слишком часто пропагандируется неверно, а свято место пусто не бывает. Религиозному просвещению должно служить общественное телевидение, необходимо разработать госпрограмму, ввести в школьную программу предмет «религиозное образование», чтобы молодежь было сложно обмануть», - уверен О.Фикретоглу.
Что до террористических религиозных организаций, Фикретоглу уверен, что все это планируется на Западе и в основном финансируется через Европу. И далеко не мусульманами.
«Террористические организации воюют только с мусульманами. Это направлено против мусульман», - говорит О.Фикретоглу.
Однако, риск массового вступления азербайджанцев в ИГИЛ, по мнению нашего собеседника, невелик.
«У нас есть своя священная война, Карабах. У нас свои приоритеты. Необходимо направить свои силы в сторону того, чтобы молодежь служила нам, а не другим», - считает О.Фикретоглу.
ИГИЛ активно использует соцсети
По мнению депутата, политолога Расима Мусабекова ИГИЛ активно использует социальные сети для вербовки сторонников.
«Случаев, когда граждане нашей страны принимали участие в боях на стороне террористической группировки, не так много, чтобы это приняло массовый характер, и чтобы можно было социологически обобщать.
Это сфера, которой должны заниматься спецслужбы, потому что подобного рода организации составляют угрозу для нашей государственной безопасности», - считает Р.Мусабеков.
Однако, по мнению политолога, необходимо четко разделять преступные секты и по-настоящему религиозных людей.
«Мы должны с уважением относиться к чувствам религиозных людей. Не задевать их, но, в то же время, ставить четкую грань между ними и группировками, представляющими угрозу для общественности и государственной безопасности.
По Азербайджанским законам присоединение к группам или связь с группами, которые являются террористическими, уголовно наказуемое преступление. И если это уже есть, и этот человек совершил какие-то поступки и деяния, которые могут быть квалифицированы как уголовно наказуемые, такие люди должны быть наказаны. А в тех случаях, когда этого еще не произошло, необходимо применять профилактические меры.
Есть стадии, когда справиться с этой задачей могут родители или другие достаточно авторитетные родственники», - считает Р.Мусабеков.
По его мнению, присоединение к подобным группам происходит чаще всего, когда люди не находят ни понимания, ни сочувствия, ни поддержки в своем близком окружении.
«И самый лучший способ предотвратить подобного рода уходы – это быть внимательным к людям, которые находятся в поле твое зрения. Это и к родственникам относится, и к соседям, и друзьям», - уверен политолог.
В настоящий момент в Азербайджане официально зарегистрировано 632 религиозные общины. По сообщению Государственного Комитета по работе с религиозными структурами, за последние полгода, на территорию нашей страны был предотвращен ввоз и распространение 147 книг, пропагандирующих религиозную нетерпимость, дискриминацию и радикализм.
23 сентября 2014 года МНБ Азербайджана распространило информацию о задержании 26 граждан республики, принимавших участие в боях на стороне террористической группировки «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ), талибов и т.д. Им было предъявлено обвинение в создании не предусмотренных законодательством Азербайджанской Республики вооруженных формирований или групп, снабжении их оружием и т.д., за что предусмотрено наказание от 20 лет до пожизненного срока заключения. В начале этого года, сотрудниками МНБ Азербайджана были задержаны 10 азербайджанцев, воевавших в Сирийской Арабской Республике в составе незаконных вооруженных формирований.
Лейла Лейсан